"Газпром нефть" пытается отсудить 10,4 млрд рублей у своего таможенного брокера "Сервис терминал". Эти деньги зависли на счетах потерявшего лицензию банка "Российский кредит", через который брокер проводил деньги нефтяников.
Арбитражный суд Петербурга и
Ленобласти принял к рассмотрению иск ПАО "Газпром нефть" к ООО "Сервис-терминал" (Ярославль) о взыскании 10,4 млрд рублей. Иск поступил в суд 29 июля, а месяцем ранее Арбитражный суд Ярославской области принял заявление "Сервис-терминала" о собственном банкротстве.
"В связи с неисполнением обязательств со стороны ООО "Сервис Терминал", ПАО "Газпром нефть" был инициирован процесс расторжения договора, — говорят в пресс-службе "Газпром нефти". — В строгом соответствии с действующим законодательством и условиями договора было заявлено требование о возврате денежных средств, которые ранее были перечислены на расчетный счет ООО "Сервис-Терминал" в качестве целевых авансовых платежей для оплаты таможенных пошлин и не были использованы в период действия договора. Поскольку на текущий момент требования о возврате денежных средств, которые ранее были перечислены на расчетный счет ответчика в качестве целевых авансовых платежей для оплаты таможенных пошлин, не исполнены, было подано исковое заявление".
"Сервис-терминал", по данным судебных актов ярославского арбитража, с 2003 года оказывал "Газпром нефти" услуги таможенного брокера: нефтяная компания платила ему авансы, которые он перечислял в таможню. На своем официальном сайте "Сервис-терминал" позиционируется как всероссийский таможенный оператор, оказывающий услуги многим крупным участникам рынка. Однако именно "Газпром нефть" все эти годы была его ключевым клиентом: ведь она ежегодно платит по 150-155 млрд рублей экспортных пошлин и авансы в 10-15 млрд рублей, очевидно, перечислялись брокеру ежемесячно.
"Сервис-терминал", по данным СПАРК, на 100% принадлежит московской компании "РТК-ресурс", которая, в свою очередь, входит в московскую группу "Эгида" Алексея Коновалова. Эта группа, похоже, имеет весьма серьезные связи в нефтегазовой, а также в атомной и энергосетевой отраслях России (например, выступает единственным поставщиком "Транснефти" по аренде офиса в Москве). Группа имеет недвижимость в Москве, Башкирии и Ярославле, где реализует девелоперские проекты. Интересно, что при запросе "Газпром нефть Коновалов" интернет-поисковики находят Станислава Коновалова, заместителя гендиректора по обеспечению производства ООО "Газпром нефть шельф", но подтверждений связи Алексея Коновалова с этим или другими топ-менеджерами нефтяной компании пока не нашлось.
Читайте также:
Газпром
"Газпром" создал новую газовую компанию в Берлине
По данным отчетности "Сервис терминала", при ежегодной выручке 240-250 млн рублей себестоимость услуг компании составляла 90-100 млн рублей. Таким образом, возможно, отказавшись от услуг брокера, нефтяная компания только выиграла: резерв для оптимизации этого бизнес-процесса у нее есть. Как сообщил источник в нефтяной компании, разборки с брокером не повлияли на исполнение обязательств экспортера по таможенным отчислениям в бюджет. Однако, как сообщили в "Газпром нефти", причина разрыва отношений была иная: брокер просто не исполнил свои достаточно несложные обязательства по своевременному перечислению полученных сумм в таможню.
Вероятно, дело в том, что брокер и сам оказался в сложной ситуации. По данным московского арбитражного суда, "Сервис-терминал" с 1 февраля 2016 года судится с банком "Российский кредит", у которого летом 2015 года была отозвана лицензия, а также с Центральной энергетической таможней: брокер потерял в этом банке 1,25 млрд рублей, которые ему полагалось перечислить на счета таможни по договору с "Газпром нефтью". В результате таможня предъявила брокеру и "Газпром нефти" претензии, оспорить которые "Сервис-терминалу" в судебном порядке не удалось: в апреле 2016 года суд отказал в признании таможенных претензий недействительными. В результате нефтяная компания вынуждена была повторно оплачивать пошлину — уже без посредничества брокера.
Уже после этого "Газпром нефть" уведомила аутсорсера о расторжении договора и в досудебном порядке потребовала вернуть перечисленные ему авансы за ближайший месяц в размере 10,4 млрд рублей. В ответ подрядчик подал иск о собственном банкротстве. Ни по одному из телефонов компании, указанных на сайте, корреспонденту "ДП" дозвониться до "Сервис-терминала" не удалось.