Петербург впервые в новейшей истории непосредственно столкнулся с боевиками-исламистами: на Ленинском проспекте случилась перестрелка в традициях Махачкалы. Никаких гарантий от террористов, конечно, быть не может, но убеждаться в этом — все равно грустно.
В Петербурге раньше не было терактов. В новейшее время. Была пара взрывов в 2007-м, обошлось без жертв, устроили их двое националистов. Были взрывы в поездах, недавний подрыв авиалайнера, летящего в Петербург, но это все же было далеко от города. За этим не чувствовалось непосредственной опасности. Такого, чтобы члены исламистских группировок взрывали что-то в Петербурге или стреляли, не было. Теперь есть.
В
перестрелке на Ленинском проспекте погибло, по последним данным, четверо боевиков. Всё как в Махачкале: там уже привыкли спокойно пить кофе на террасах, пока за углом спецназ штурмует очередной дом с террористами.
У нас стрельба до сих пор была делом редким и оттого вызывающим острую реакцию. Когда в 2013 году постреляли из травмата возле баров на Думской улице, инцидент стал предметом горячего спора в парламенте. Депутаты призывали закрыть к чертям все это злачное место. Что они теперь предложат закрыть — Ленинский проспект?
Такое же резкое возмущение вызвала история 2006 года, когда люди Сулима Ямадаева приехали на захват мясокомбината "Самсон". Это, правда, была история не про терроризм, а про рейдерство, но воспринималась как что-то похожее.
Существует легенда о том, что Петербург не трогали благодаря неформальной договоренности, достигнутой еще Анатолием Собчаком, когда он в 1995 году вел переговоры с Джохаром Дудаевым. Ее рассказывают люди, участвовавшие в тех переговорах, так что — вполне могло быть, почему нет.
Не совсем, правда, понятно, почему эти договоренности продолжали иметь силу после гибели Дудаева. Может быть, их кто-то регулярно продлевал, а может быть, и не было никаких договоренностей, просто спецслужбы лучше всего работали именно здесь, защищая родной город президента. Но так или иначе, на протяжении многих лет взрывали Москву, Волгоград, Нижний Новгород, Владикавказ, даже почему-то Волгодонск, а Петербург теракты обходили стороной. Писали, что во время операции "Бумеранг", объявленной Шамилем Басаевым в 2003 году, теракт в числе прочих городов был запланирован и в Петербурге, но ничего не случилось.
Само по себе это, наверное, ничего не значит; в конце концов, городов, где никогда не было терактов, и в России, и в мире гораздо больше, чем городов, где они были. Тем острее восприятие первого инцидента.
Обезвреженные на Ленинском боевики могли быть скрывающимися подельниками Хизира Лихова, пишет "Фонтанка.ру". Одного из главарей террористического подполья застрелили 3 дня назад в Кабардино-Балкарии (правда, стоит заметить, что до этого Хизира Лихова уже дважды "убивали" — в августе 2015-го и в январе 2016-го). О его связи с ИГИЛ пока не сообщалось, так что вспоминать о недавних угрозах ИГИЛ в адрес России, наверное, рановато. У нас пока не Париж, но все-таки то, что Петербург теперь тоже на линии невидимого фронта, предстоит осознать.