Снова становятся популярными околорелигиозные дебаты — на сей раз муфтий Исмаил Бердиев и епископ Пантелеймон независимо друг от друга порассуждали о призвании женщин. Такие экспресс-тесты для сторонников официальной идеологии помогают маргинализировать ее идею.
Околорелигиозные дискуссии в России сошли было на нет, но вот завертелись снова. Речь идет на этот раз не о допустимости плясок в храмах, а шире — о роли женщины в обществе. Примечательно, что одновременно на эту тему громкие заявления сделали православный священник и муфтий. Говорят они примерно об одном.
Слова председателя Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаила Бердиева о всеобщем женском обрезании вызвали бурю комментариев. "Если бы это было применительно ко всем женщинам, это было бы очень хорошо... Женщины от этого не перестают рожать. А вот разврата было бы меньше", — сказал он на днях.
Отреагировали и Минздрав, и совет муфтиев России, и правозащитники, и общественность. Все сошлись на том, что женское обрезание — варварство, ни с исламом, ни со здравым смыслом ничего общего не имеющее. Примечание Исмаила Бердыева о том, что в Дагестане, например, такое варварство местами практикуется, причем и советские времена не исключение, предпочли тем не менее не заметить. Реактивный принцип российской внутренней политики требует отклика только на конкретные внешние события вроде публичного заявления, а не на суть проблемы.
Муфтий немедленно объяснил, что его не так поняли: про обрезание — это так, шутка для привлечения внимания, а вот насчет разврата — тут да, все верно. "Женщина для чего создана Всевышним? Чтобы рожать детей, чтобы их воспитывать... Это мужчина должен работать, домой приносить, а не женщина. А женщина должна дома сидеть, воспитывать своих детей, гулять с ними. Вот предназначение женщины, — поделился рассуждениями Исмаил Бердиев в интервью "Медузе". — Сейчас страшные деньги тратят для того, чтобы сделать прическу, — вот это все влияние сатаны. Вот я о чем говорю. Если женщина будет как женщина, то тут ничего страшного нету. Не оттого что разврат, а оттого что им нужно религиозное знание давать".
Тут никто возражать уже не стал. Классическая иллюстрация анекдота про Сталина и зеленый Кремль. Сначала человек для затравки пугает всех женским обрезанием, а потом говорит — ладно, обрезание не надо, но бабы должны сидеть по домам и знать свое место, а то распоясались. Все облегченно выдыхают — ну слава Богу, пороть будут только по понедельникам.
Так совпало, что епископ Орехово-Зуевский Пантелеймон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, выпустил рекомендации о браке, встретившие не менее бурную реакцию. Сочетания фраз "многодетная семья в России обречена находиться среди малоимущих слоев населения" и "нельзя уклоняться от рождения детей" не поняли и епископа подвергли обструкции. Возможно, критиков (среди которых еще неизвестно, сколько на самом деле многодетных) оскорбило слово "обречена" — им показалось, что это церковь обрекает их на бедность.
Патриархат поспешил заявить, что эти рекомендации не отражают официальную позицию церкви, и текст от греха подальше с сайта Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства убрали. Хотя на самом деле ничего особенно неприятного епископ Пантелеймон не советовал — вполне себе банальные рассуждения об отношениях с мужем. Мол, не пилите супруга, уважайте его друзей, не спешите вступать в брак и так далее. Совет из серии "если у вас много детей, а муж потеряет работу, то у вас будет мало денег и придется отказаться от нового ноутбука" сложно назвать шокирующим. Тем не менее, в общем и целом эти советы, пусть совершенно другими словами, но описывают примерно такую же роль женщины, как у Исмаила Бердиева, то есть ограниченную семьей.
Поскольку в наши дни важно не столько само событие, сколько то, как его увидели и восприняли, в остатке — новый всплеск дебатов о роли церкви в обществе. И Исмаила Бердиева, и епископа Пантелеймона не могли не заметить потому, что именно сейчас снова поднялась волна предложений внедрить какую-нибудь официальную идеологию. Об этом говорил Александр Бастрыкин, об этом говорит Валентина Матвиенко, и за любыми попытками поговорить о морали наблюдают пристально. Вдруг это и есть те ценности, по которым завтра придется сдавать экзамен.
Но подобные инициативы служат прекрасным экспресс-тестом для ревнителей официальной идеологии. Стоит только тому же Бастрыкину выступить с очередным призывом создания всеобщей национальной идеи, основанной на традиционных ценностях, как появляется очередной муфтий, как бы предъявляющий: а вот смотрите, еще такая вот у нас есть традиция, женское обрезание, например, что скажете? Или традиция брать вторую жену, когда старая, как говаривал Павел Астахов, "сморщилась". Утверждаем? Утверждаем ли в списке ценностей обязательную для всех бедность?
Протоиерей
Всеволод Чаплин
, отчисленный из руководства РПЦ, но еще не растерявший популярности, Исмаила Бердиева, между прочим, поддержал. Чем помог маргинализации идеи. У государства не хватает сил, чтобы окончательно искоренить древние варварские обычаи, но по крайней мере пока достает ума не вводить их как норму в обязательном порядке.