Монополист на рынке танковых снарядов — петербургский завод им. Карла Либкнехта планирует удвоить объем продаж гражданской продукции — гидроцилиндров для дорожной и строительной техники. У других оборонщиков города опыт диверсификации вышел неудачным.
АО "Ленинградский механический завод имени Карла Либкнехта" (ЛМЗ) принадлежит АО "НПК "Техмаш", которое входит в государственную корпорацию "Ростех". ЛМЗ, монополист на рынке танковых снарядов, энергично наращивает выпуск гражданской продукции — гидроцилиндров для дорожной, сельскохозяйственной, строительной техники. Мощности завода позволяют увеличить производство гидроцилиндров вдвое — с 45 млн до 100 млн рублей. ЛМЗ вложил в приобретение нового оборудования около 300 млн рублей и намерен потратить еще несколько сотен миллионов на дорогостоящие импортные станки, чтобы самостоятельно изготавливать корпуса гидроцилиндров, которые требуют очень точной обработки.
Планы ЛМЗ соответствуют стратегии развития госкорпорации "Ростех". В конце 2015-го, подводя итоги уходящего года, глава "Ростеха" Сергей Чемезов заявил, что доля гражданской продукции в совокупном обороте военного предприятия — это очень важный показатель. "Мы все понимаем, что у нас государственная программа перевооружения рассчитана до 2020 года. А вот что будет дальше? — спрашивает Чемезов. — Сейчас перед всеми директорами холдинга ставится задача увеличить долю гражданской продукции максимально — до 50% от совокупных доходов". Выпуск гражданской продукции в первую очередь позволил бы оборонным предприятиям повысить загрузку мощностей. В большинстве случаев на оборонных заводах, прошедших модернизацию, военные заказы в лучшем случае обеспечивают 50-60% загрузки.
"Пока доля "гражданки" в совокупном доходе ЛМЗ не превышает 5%", — поясняет собеседник "ДП" на заводе. По итогам 2015 года выручка предприятия преодолела отметку 1 млрд рублей — в основном благодаря заказу на поставку танковых снарядов в Южную Азию. В 2016 году завод не сбавит обороты, так как часть крупного иностранного контракта перешла на этот год. А затем, с 2017 года, загрузка предприятия опустится ниже отметки 50%, и к этому моменту ЛМЗ намерен нарастить доходы за счет гражданской продукции.
"Мы уже поставляем гидроцилиндры "Техмашсервису", производим подъемно-транспортное оборудование, готовимся заключить контракт с арзамасским заводом коммунального машиностроения, с производителем сельскохозяйственной техники "Ростсельмашем". Петербургский тракторный завод взял нашу продукцию на испытания, остался доволен и тоже готов заключить контракт", — перечисляет специалист завода. По его словам, в 2017 году доходы ЛМЗ от выпуска гражданской продукции должны вырасти более чем вдвое: с 45 млн рублей до 100 млн. "Раньше, до девальвации рубля, покупали в основном импортные гидроцилиндры, но теперь отечественная продукция, качеством нисколько не хуже, стоит почти вдвое дешевле и ее охотно берут", — говорит сотрудник завода.
О конверсии российской оборонной промышленности, то есть о полной или частичной переориентации военных заводов на выпуск продукции гражданского назначения, промышленники активно говорят последние 3-4 года. Однако на практике изменить производственную программу и добиться масштабного успеха пока еще не удалось ни одному крупному оборонному заводу Петербурга. Яркий тому пример — ПАО "Звезда", оно производит судовые дизельные двигатели. Завод получил от Минпромторга средства на разработку нового современного дизеля, который можно было бы применять не только на кораблях, но и в других транспортных средствах — локомотивах, грузовиках. Специалисты "Звезды" совместно с австрийской инжиниринговой компанией AVL List GmbH разработали 12-цилиндровый дизельный двигатель мощностью 1440 кВт (1958 л.с.). Опытный образец двигателя, собранный в Австрии, "Звезда" презентовала в начале 2015 года. С тех пор компания активно ищет инвестора, чтобы запустить новый двигатель в производство. Однако пока поиск не увенчался успехом.
Другой пример конверсии тоже связан с судостроением. Петербургский Средне-Невский судостроительный завод по заказу Минпромторга спроектировал и построил пассажирский скоростной катамаран из углепластика (проект 23290). Он способен брать на борт 150 пассажиров и везти их со скоростью 30 узлов. Предполагалось, что это судно заменит морально и физически устаревшие скоростные суда на подводных крыльях типа "Метеор" — они курсируют по многим туристическим маршрутам Петербурга. Однако, как ранее писал "ДП", судоходные компании не готовы выкладывать сотни миллионов рублей за катамаран — слишком дорого.
Планы по выпуску гражданской продукции ранее озвучивал глава Северо-западного регионального центра Концерна ВКО "Алмаз-Антей". Так, на модернизированных мощностях входящего в концерн Обуховского завода предполагается наладить производство строительной техники, портового, аэронавигационного оборудования. В 2016 году планируется создать опытные образцы, протестировать их и в 2017 году начать продвигать как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
В том, что у оборонных предприятий не получается наладить выпуск гражданской продукции, нет ничего удивительного. "Военная продукция обычно выпускается небольшими партиями. В производстве военных изделий себестоимость не так важна, как в выпуске массовой гражданской продукции. И, как правило, в цене оборонные предприятия проигрывают — у них слишком высокие издержки. К тому же наши оборонные предприятия не очень гибкие по составу своих научно-технических кадров — их средний возраст на многих предприятиях приближается к пенсионному, и ничего прорывного они придумывать уже не могут или не хотят", — говорит начальник аналитического отдела инвесткомпании "ЛМС" Дмитрий Кумановский.