Объемы экспорта автомобилей из РФ падают. Стремясь поддержать свой автопром, другие страны вводят заградительные пошлины.
Российский автопром надеялся поправить свои печальные дела за счет экспорта, но просчитался: в большинстве стран действуют заградительные пошлины на импорт машин, а там, где их нет, низкий спрос на автомобили не может обеспечить сбыт российской техники.
В итоге падение автопрома стремительно ускоряется. В 2013 году заводы России произвели 1,9 млн машин, показав снижение лишь на 3% по сравнению с 2012–м. А в 2015 году объем выпуска рухнул на 27% к результату 2014–го, составив всего 1,21 млн автомобилей. За 2014–2015 годы падение превысило 36%.
Падение ускоряется
В 2015 году автозаводы России выпустили 1,38 млн легковых и грузовых машин — на 26,2% меньше, чем в 2014–м (данные "Автостата"). За первое полугодие 2016 года объемы производства сократились еще на 17,9%, до 537 тыс. машин. В Петербурге выпуск упал на 15% (таким же было падение за весь прошлый год), до 129,7 тыс. У областного Ford дела еще печальнее: за 2015 год продажи марок Focus и Mondeo сократились вдвое, до 15,64 тыс. Итог: российские автопредприятия загружены в среднем менее чем на 40% (производители за рубежом — на 85%), а некоторые, например "Форд–Всеволожск", по оценкам экспертов, — и вовсе на 12%.
Падение автопродаж в России началось еще в 2013 году, а кризис усугубил проблему: в 2015 году в стране было продано 1,6 млн новых авто, что на 35,7% меньше, чем в 2014–м. В 2016 году продажи продолжают сокращаться: за январь–июль было продано 781,6 тыс. автомобилей — снижение на 14,4% (данные Ассоциации европейского бизнеса, АЕБ). АЕБ прогнозирует падение по итогам года на 10,3%. Это хуже январского прогноза ассоциации, предвещавшего снижение лишь на 4,7%. То есть больших надежд на внутренний рынок автопроизводителям возлагать не стоит.
Надежды не оправдались
С началом кризиса производители планировали нарастить экспорт, полагая, что обвал рубля дает им преимущества перед зарубежными предприятиями. Но расчеты не оправдались: за 2014 год экспорт из России сократился на 7,5% для легковых и на 18,5% для грузовых авто (за рубеж было продано соответственно 127,5 тыс. и 22 тыс. машин). В 2015–м падение составило 23,6% легковых и 9,1% грузовых машин. Главная причина в том, что другие страны ограничивают ввоз иномарок при помощи таможенных пошлин и квот. Так, в Индии за ввоз иностранных автомобилей нужно платить 36%, в Бразилии — 70%, в Турции — 100%, в Египте — 135%. Даже дружественный Казахстан с 2015 года ввел утилизационный и регистрационный сборы на автомобили, и импортируемая новая техника подорожала на $2 тыс. за штуку. Казахстан пытается оживить собственный автопром, пребывающий в кризисе с 2013 года.
На треть от мощности
Есть несколько стран, куда Россия может наладить экспорт. Например, Вьетнам год назад установил для автопроизводителей из РФ особые условия: за 3 года они могут беспошлинно ввезти в эту страну 2,55 тыс. готовых машин и за 5 лет — 13,5 тыс. машинокомплектов. Для других стран пошлины составляют 70%. С 2016 года Renault уже начал поставлять во Вьетнам Renault Logan, Sandero Stepway и Renault Duster. Изучают вьетнамский рынок и другие заводы.
Сильно рассчитывать на рынки третьих стран не стоит. Их потребности в новых машинах не превышают 600 тыс. единиц в год.
В России же не востребованы заводские мощности, способные выпускать 1,79 млн машин. Так, годовой спрос в том же Вьетнаме не превышает 200 тыс. машин. Половину спроса удовлетворяют расположенные в этой стране автосборочные заводы Honda, Ford, Toyota, Peugeot, Mercedes, GM. Учитывая низкую себестоимость производства во Вьетнаме, зарубежные концерны будут наращивать здесь мощности. Но другого выхода, кроме экспорта, у отечественного автопрома нет.
"Экспорт даст нам возможность выживания на долгие годы. Сейчас мы прорабатываем возможность поставки российских комплектующих для Nissan Qashqai в Европу", — говорит глава "Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус" Дмитрий Михайлов.
Промышленники надеются на программу Минпромторга по поддержке экспорта объемом 50 млрд рублей. Производителям компенсируют часть затрат на логистику и таможенные пошлины, обещают договориться о специальных условиях экспорта. В числе стран–импортеров — Мексика, Куба, Венесуэла и Вьетнам.