Журналист Владислав Бачуров о том, как Мирча Луческу строит новый "Зенит".
Второе место "
Ростова
" в чемпионате России, похоже, определило трансферную политику "Зенита" этим летом. Оставшийся без Лиги чемпионов клуб посчитал слишком жирным (даже для себя) держать в команде таких звезд, как Халк, Витсель и Гарай: в Лиге Европы "Зениту" играть с ирландским "Дандолком", голландским "АЗ Алкмар" и израильским "Маккаби" (Тель–Авив), в чемпионате России кроме принципиальных матчей с ЦСКА, "Спартаком", "Локомотивом" соперники менее боевые — одолеть "Оренбург" можно и без Халка. Вылетел из премьер–лиги даже такой раздражитель, как московское "Динамо".
В общем, если с Лигой чемпионов содержание Халка и компании еще имело смысл и в спортивном, и в имиджевом плане, то без главного европейского турнира стало понятно, что эти автомобили — не для сельских дорог.
"Зенит" так и не стал российским галактикос. Новый главный тренер Мирча Луческу хоть и работал в богатом восточноевропейском клубе, имеет репутацию не транжиры, а как раз наоборот. Он знает португальский язык, любит бразильский футбол, прекрасно его чувствует, так что может в Бразилии находить малоизвестных футболистов, из которых делает игроков сборной самой футбольной страны — Элано, Жадсон, Фернандиньо, Виллиан, Дуглас Коста, Луис Адриано, Алекс Тейшейра. Вторая его особенность — ему всегда нравилось работать с молодыми игроками. Вы помните "Зенит" начала 2000–х с юными Аршавиным, Кержаковым, Денисовым, Быстровым? Но за последние 10 лет ни Адвокат, ни Спаллетти, ни Виллаш–Боаш ни одного молодого местного игрока в основной состав не ввели. А Луческу и в сборной Румынии, и в "Шахтере" пробовал в игре много молодежи, смотрел, как они выдерживают конкуренцию с более опытными игроками, и легко включал готовых бороться за место в основу. "Он всегда давал им шанс", — благодарно вспоминает великий румынский полузащитник Георги Хаджи.
Молодых мы пока, конечно, вряд ли увидим, все–таки тут вопрос времени, а вот селекционный талант румынского тренера уже можем оценить. Во–первых, покупка Жулиано — безусловная удача. Бразильского полузащитника пригласил в команду Луческу сам, позвонив ему в Бразилию. Он знал Жулиано по чемпионату Украины, когда тот с 2011 года по 2014–й играл за днепропетровский "Днепр". Потом он вернулся в Бразилию, купили полузащитника недорого, а он сыграл за "Зенит" всего три матча, но уже забил три гола. Во–вторых, Роберт Мак, которого мы запомнили в матче против сборной России на чемпионате Европы. Чтобы полузащитник сборной Словакии чаще выходил на поле, надо было решить проблему с лимитом на легионеров. И, пожалуйста, в–третьих, у бедных, но негордых обидчиков из "Ростова", пробившихся, кстати, в групповой этап Лиги чемпионов, утащили защитника Ивана Новосельцева, которого можно поздравить и с выступлением за сборную России.
Создание футбольной команды — как театрального коллектива или хорошей команды в бизнесе. Наберешь одних звезд — и как расставить на поле 11 Месси? В свое время в "Спартаке" была популярна фраза: "Не знаешь, что делать, отдай Гаврилову!" А если на поле Гавриловых два или три — какому отдавать? Этому? А два других тут же запишут тебя во враги. Мне рассказывали, как в одном звездном московском театре две примы третьей подкладывали булавки в туфли. Ревность. Группировки. Обиженные свои, которых не выпускают из–за звездных легионеров. Легионеры, которые хотят быстро заработать и уехать в Европу.
Лет десять назад в Москве сотрудники и "Спартака", и ЦСКА мне жаловались на "бразильскую болезнь" — самострел. Эта хворь поражает бразильских игроков перед выездным матчем в Томск и сразу проходит перед матчем в Лиге чемпионов в Лиссабоне. А без Лиги чемпионов мотивация у звезд падает, они открыто подыскивают себе новый клуб в Европе, как это уже целый год делает Витсель, уже почти перешедший в "Ювентус", но оставленный в "Зените" тренером, которому на замену бельгийцу не успели купить греческого полузащитника Андреаса Самариса.
Все приобретения Луческу логичны. Хотя этим летом "Зенит" поразил как удачными точечными приобретениями, так и большим количеством слухов. Писали, что клуб интересуется то одним, то другим игроком, а когда те отказывались переезжать в Россию, тогда появлялись новые имена. Правда, логику в поиске необходимых игроков у "Зенита" еще можно увидеть, в отличие от "Спартака", где набор фамилий и амплуа был почти случайным. Складывалось впечатление какой–то бессистемности, будто пьяный пулеметчик косит всех подряд, пытаясь зацепить хоть кого–то, купить хоть какого–нибудь нового игрока, неважно куда и зачем. Что это было? Суета агентов? Дымовая завеса?
В любом случае новая команда Луческу будет бороться за золото, но с новой тактикой поведения на трансферном рынке: уже без вызывающего апломба немыслимо дорогих покупок. Если раньше ехал на ярмарку ухарь–купец, то сейчас грамотный торговец, готовый к длинным переговорам, который сначала присмотрит товар подешевле, а уж потом продаст свой подороже. А наше место покупателей футбольного товара за двойную цену прочно занял Китай, который готов платить еще больше, а в футболе разбирается еще меньше. Но это тот случай, когда первое место потерять приятно. В соревновании футбольных лохов, кто дороже купит.
Заметьте, в российском футболе все стали скромнее. И это не значит — хуже.