Логистические компании наращивают обороты, жертвуя маржой — конкуренция заставляет браться даже за убыточные перевозки грузов. Во втором полугодии спрос восстановится, надеются участники рынка.
Динамика грузооборота и финансовые результаты российских транспортных холдингов ярко характеризуют состояние экономики России — она достигла дна и там застряла. Цены на нефть падают второй год, страны Запада ввели в отношении РФ санкции, а Россия ответила им контрсанкциями, запретив ввозить на свою территорию продовольственные товары из Европы и Америки. Все это окончательно похоронило импорт. Его доля, достигавшая в лучшие времена 50% от совокупного грузооборота российских портов, сегодня сократилась до 4%.
Правительство России
взяло курс на импортозамещение — наращивание внутреннего производства товаров–заменителей востребованной импортной продукции: компьютеров, бытовой техники, автомобилей, лекарств, продуктов питания. Предполагалось, что в перспективе года–двух производители удовлетворят внутренний спрос и начнут экспортировать свою продукцию за рубеж. Однако инвесторы не оправдали надежд политиков — инвестиции в основной капитал сокращаются. К решительным действиям бизнесменам мешают приступить неопределенность на внешних рынках, нестабильность цен на нефть и падение внутреннего спроса.
Грузооборот логистических компаний не падает лишь благодаря устойчивой добыче нефти, газа и угля и энергичному вывозу подешевевших энергоресурсов за границу. Таким образом, российская экономика не склонна меняться даже в экстремальных условиях. Но и темпы роста вывоза сырой нефти, нефтепродуктов — основы российского экспорта — сокращается. А с ними падает и маржа логистов.
Порты обсыхают
Из–за сокращения перевалки нефтепродуктов на 36% перевалка грузов в порту Санкт–Петербург в январе–июле 2016 года уменьшилась на 8% по сравнению с тем же периодом прошлого года — до 27,846 млн т, говорится в материалах ФГБУ "Администрация морских портов Балтийского моря" (см. "Грузооборот портов СПб и ЛО"). Заметное снижение продемонстрировал металлолом, сообщили в стивидорной компании АО "Морской порт Санкт–Петербург": на 43,7%, до 415 тыс. т, — из–за падения объемов его закупки в странах–импортерах. А также минеральные удобрения, обрабатываемые навалом, — падение на 91%, до 28 тыс. т, — из–за перераспределения грузопотока в пользу специализированных терминалов России и стран Балтии.
Наибольшее снижение грузооборота ожидаемо продемонстрировали ЗАО "Петербургский нефтяной терминал" (–36%) и ОАО "Петролеспорт" (–23%). В последней компании пояснили, что летом традиционно происходит падение грузооборота из–за сокращения перевалки импортных овощей и фруктов, так как на рынок поступает продукция российских фермеров. "Но с октября начинаются поставки марокканских фруктов", — добавляет эксперт в "Петролеспорте".
Пошли в ноль
Во многих случаях логистические компании демонстрируют положительную динамику оборота, но их прибыли стремятся к нулю, и никакое сокращение расходов не позволяет бизнесменам сдержать падение рентабельности. Так, транспортная группа FESCO заявила о снижении чистой прибыли по итогам первого полугодия 2016 года на 52%, до $17,8 млн. Выручка за тот же период сократилась только на 33%, до $257,9 млн. Другой пример: Globaltrans, один из крупнейших частных железнодорожных операторов, нарастил оборот за счет перевозки нефтяных грузов, но чистая прибыль компании сократилась по итогам полугодия на 13%, до 2,3 млрд рублей. АО "Морской порт Санкт–Петербург" тоже завил об увеличении выручки в первом полугодии на 4,9%, свыше 3 млрд рублей, и сокращении чистой прибыли на 6%, до 1 млрд рублей.
Лучшее ждет впереди
Логисты рассчитывают, что второе полугодие будет лучше первого. "Рынок транспортно–логистических услуг уже, надеемся, достиг пика кризиса, и далее все будет расти: и объемы, и прибыль. Себестоимость оказания услуг (обслуживание автопарка, предоставление отсрочек, валютные риски и т. п.) за последний год существенно выросла, чего нельзя сказать о тарифах. Рынок работает по ставкам трехлетней давности, некоторые тарифы даже снизились", — говорит заместитель генерального директора ГК "Балтика–Транс" Ирина Капитанова.
Руководитель департамента стратегического маркетинга ЗАО "Евросиб" Марат Хуснутдинов отмечает восстановление спроса в сегменте контейнерных перевозок, а также в экспорте химической продукции высокого передела, пиломатериалов, металлопродукции. "Растет экспорт удобрений, грузов лесной индустрии. Внутри страны растет спрос на перевозку строительных материалов, щебня", — говорит эксперт.
По мнению гендиректора Globaltrans Валерия Шпакова, несмотря на сложности в экономике, сектор грузовых железнодорожных перевозок насыпных грузов начал восстанавливаться.