Рекордные темпы ввода торговой недвижимости остались в прошлом, но дефицита площадей не будет. Петербург по уровню обеспеченности торговыми площадями приближается к европейским городам.
Во втором полугодии 2016 года рынок торговой недвижимости пополнился лишь двумя масштабными проектами: компания FortGroup сдала вторую очередь ТРК "Порт Находка" общей площадью 10,8 тыс. м2, а финская SRV Group открыла ТРЦ "Охта Молл" площадью 78 тыс. м2. Благодаря им прирост новых площадей составил 3,3%, подсчитал Colliers. Кроме того, на сентябрь FortGroup наметила перезапуск после реконструкции ТРК "Южный Полюс".
Экономический потенциал новых проектов сокращается, инвестиции стали слишком дорогими для застройщиков, не добавляет уверенности в завтрашнем дне и состояние экономики, в результате рынок торговой недвижимости города переживает второй с 2009 года спад ввода новых проектов. Однако в текущем году ситуация на рынке качественной торговой недвижимости выглядит более оптимистично, чем в 2009-м, ведь тогда был открыт всего один объект — первая очередь ТРК "Порт Находка", вспоминает Анна Никандрова, партнер "Colliers International Россия".
Всплеск пустующих мест
Снижение темпов строительства новых торговых центров приводит к повышению спроса ретейлеров на помещения в существующих ТРК. По итогам первого полугодия 2016 года средний уровень свободных торговых площадей немного снизился, до 8%. Но эта цифра может ощутимо вырасти, предупреждает Анна Никандрова: "На момент открытия ТРЦ "Охта Молл" в проекте подписано договоров на 65% площадей, по итогам III квартала текущего года вакансия в городе может составить 8,8%". Тем не менее ситуация будет выравниваться по мере сдачи объекта в аренду. В "Охта Молле" рассчитывают, что спустя год после открытия комплекс будет заполнен на 90%.
К числу успешных комплексов традиционно относят "Галерею", "МЕГА Дыбенко", "Невский центр", "Европолис" и ряд других проектов. В таких торговых комплексах уже сегодня существуют "листы ожидания".
Старые знакомые
Запуск новых торговых центров высветил новую тенденцию в ретейле — возвращение одежных брендов, по разным причинам покинувших Петербург. Так, о своей работе в "Охта Молле" заявил Kiabi — он арендовал более 1,7 тыс. м2 на первом этаже комплекса. Французская одежная сеть для детей и женщин уже работала в Петербурге — франчайзи марки управлял магазином в ТРК "Родео Драйв" в 2008 году, но отказался от него, когда французская сеть стала работать на российском рынке самостоятельно.
Этот же торговый комплекс выбрал для размещения своего магазина франчайзи демократичного итальянского бренда Terranova. Омское ООО "Крокус Технолоджи", партнер официального мастер-франчайзи бренда в России, арендовало более 1 тыс. м2 в "Охта Молле". "Этот магазин откроется 8 октября, — рассказал Вячеслав Попов, гендиректор "Крокус Технолоджи", — в планах запуск еще четырех магазинов в новом формате в тех торговых комплексах, где присутствовал бренд". В частности, раньше бренд был представлен в ТРК "Галерея", но летом прошлого года магазин закрылся. "Мы на известность бренда не рассчитываем, полагаемся на формат масс-маркет", — говорит Вячеслав Попов.
Некоторые операторы выходят на рынок благодаря обновлению существующих комплексов. Так, реконцепция "Капитолия" позволила привлечь на рынок дисконт-магазины некоторых известных в городе брендов. Также свой первый монобренд в Петербурге открыл финский ретейлер REIMA.
Каждому по магазину
Перспективы ввода новых торговых площадей под большим вопросом. Эксперты давно предрекали провал в строительстве и вводе торговых комплексов, связанный с кризисом: никто из девелоперов в последние 2 года не проектировал новых комплексов и не приступал к строительству. И вот в следующем году в Петербурге не откроется ни одного крупного торгового центра. Самым крупным из анонсированных на 2018 год проектов является ТРК "Голливуд" компании "Евроинвест" общей площадью свыше 100 тыс. м2.
Несмотря на затишье на рынке торговой недвижимости, дефицита помещений оно не вызовет. Петербург давно снискал славу города, который по уровню обеспеченности торговыми площадями обошел Москву. По данным JLL, обеспеченность города качественными торговыми центрами составляет 417 м2 на 1 тыс. жителей, в то время как в столице 394 м2. Кроме того, петербургский показатель приближается к уровню некоторых европейских столиц. По данным Colliers International за первое полугодие 2016 года, в Варшаве этот показатель составляет 640 м2, в Будапеште — 557 м2, в Праге — 732 м2.
“
В день открытия вместе с торговым центром начали работу 30 операторов, которые занимают примерно 25% площадей. Но в целом в аренду уже сданы 65% помещений "Охта Молла", переговоры по еще 25% на финальной стадии. Уже к декабрю откроется более половины магазинов. Наш торгово-развлекательный центр стал единственным масштабным проектом, который будет открыт в городе в 2016-2017 годах. Если за это время экономическая ситуация улучшится, это однозначно приведет к изменению позиций арендаторов и арендодателей: усилит конкуренцию между ретейлерами, так как уже сейчас есть дефицит новых качественных торговых площадей. Арендаторы с долгосрочной стратегией развития понимают, что экономическая ситуация рано или поздно изменится, и не приостанавливают развитие.
Екатерина Тимофеева
управляющий директор ТРЦ "Охта Молл"