Хотя масштаб дела Гайзера становится все крупнее, индикаторы большого государственного вмешательства в энергетику не загораются. Государство раскрутило добротный скандал, но, кажется, не вполне понимает, что с ним делать.
Блог теперь уже бывшего гендиректора Михаила Слободина в "Живом журнале" носит заголовок "Трансформируйся или умри". Записей в нем на данный момент уже нет. Михаил Слободин имеет все шансы трансформироваться в очередного бизнес-беженца: он находится в Европе (его видят то в Англии, то во Франции), обещает вернуться к концу недели, чтобы дать показания следствию, но сдержит ли обещание, неизвестно.
Михаил Слободин стал фигурантом дела Гайзера — экс-главы Коми Вячеслава Гайзера. Не в качестве гендиректора "Вымпелкома", а в качестве члена совета директоров ПАО "Т плюс", бывшей "КЭС холдинг", и бывшего руководителя компании в 2002-2010 годах. Эта компания, по версии следствия, давала взятки руководству Республики Коми за установление максимально выгодных тарифов на тепло и электричество. Общая сумма "вознаграждений", по оценке СКР, превысила 800 млн рублей.
Накануне были арестованы Евгений Ольховик и Борис Вайнзихер, председатель совета директоров и гендиректор "Т плюс". Евгений Ольховик также управляющий директор и акционер ГК "Ренова", Борис Вайнзихер работал на руководящих должностях в "Ленэнерго", затем РАО "ЕЭС России", ТГК-1. В СМИ имя Бориса Вайнзихера немедленно сопроводили эпитетом "соратник Анатолия Чубайса". Обыски прошли в офисе "Реновы", куда входит и "Т плюс".
Упоминающиеся в публикациях фамилии крупных бизнесменов связаны с другими крупными делами. Глава ГК "Ренова" Виктор Вексельберг руководит также фондом "Сколково", где вот уже несколько лет нет недостатка в уголовных делах, проверках и обысках. В прошлом же году был арестован другой соратник Чубайса Леонид Меламед — по делу о растратах в "РОСНАНО". По аналогичному делу проходит и Яков Уринсон, советник председателя правления "Реновы", член правления "РОСНАНО" и — в том числе член совета директоров "Пермэнергосбыта", контролируемого в том числе "Т плюс".
Иногда кажется, что все люди, имевшие или имеющие отношение к энергетике в России, тесно связаны между собой — и у всех неприятности. Михаил Слободин, до того как возглавить "КЭС холдинг", а затем "Вымпелком", работал в "Ренове" и ТНК-ВР. По делу Гайзера проходит Александр Зарубин, бывший гендиректор "Реновы", бывший советник Вячеслава Гайзера и его друг — так он сам аттестовал отношения с экс-главой Коми, оба работали когда-то вместе в Комисоцбанке. Фамилий, фигурирующих в деле, много, и переплетений огромное количество.
"Т плюс" — крупнейшая частная энергетическая компания страны. Ее филиалы работают в 16 регионах. Легко себе представить, что завтра следователи заинтересуются практикой тарифообразования и в этих регионах. В структуру "Реновы" входят, например, и "Российские коммунальные системы" — компания, активно расширяющая присутствие в регионах. Кстати, ей тоже одно время руководил Михаил Слободин.
Этот коррупционный скандал стал самым крупным за последние годы, он задевает другие виды бизнеса (после отставки Михаила Слободина акции "Вымпелкома" и "Т плюс" упали), не думает заканчиваться, и вся эта история должна в итоге чем-то закончиться.
В первую очередь приходит в голову классический вариант передела собственности — плющить бизнес по примеру ЮКОСа никто, кажется, не хочет, но кто им будет управлять и получать дивиденды, государство уже имеет возможность спросить.
В первую очередь приходит в голову классический вариант передела собственности — плющить бизнес по примеру ЮКОСа никто, кажется, не хочет, но кто им будет управлять и получать дивиденды, государство уже имеет возможность спросить.
Энергетические реформы Анатолия Чубайса и так уже давно фактически отменены; почему бы не поставить вопрос о целесообразности существования частных энергетических компаний вообще и государственном регулировании отрасли? Исполняющим обязанности гендиректора "Вымпелкома" стал глава основных рынков компании Vimpelcom Шелль Мортен Йонсен, но он пока и.о., а не возникнет ли и здесь бреши для молодых и зрелых патриотов, еще неизвестно.
Однако индикаторы большого государственного наступления не загораются. Новость про обыски и аресты на Первом канале прошла, но в гордом одиночестве — тайфун в Приморье, выборы в Германии и смерть Ислама Каримова волнуют телевидение гораздо больше. Депутаты тоже пока не призывают к реформированию энергетики.
Ведь сейчас это уже не просто история про взятки, это история про целенаправленное ущемление прав населения целого региона, как минимум одного. Признаться в этом федеральные власти не решатся.
По-видимому, государство пока не очень представляет себе, каким эффектным финалом должно закончиться дело Гайзера. Машина работает на полную катушку, заводятся дела, идут аресты, бизнесмены разбегаются; зараза вроде бы искореняется, но это никак не воплощается во что-то, что может потрогать рядовой россиянин. Тарифы на тепло в Коми, довольно холодном регионе, не отличались от среднероссийских, даже наоборот, по данным Росстата, были несколько ниже. И они не снизятся, даже если выяснится, что их завышали за взятки, а в следующем сезоне опять повысятся. Потому что тогда возникнет вопрос, почему тарифы не снижаются таким же образом в других регионах. Телезритель запомнит, что власти обжулили его на квартплате, но уж чем-чем, а этим телезрителя можно удивить в последнюю очередь, вряд ли кто-то даже потребует пересчета.