Владимир Путин пообещал главе "Аэрофлота" ужесточить наказания для авиадебоширов. За последние 10 лет компания зарегистрировала более 3000 случаев дебоша на борту. "ДП" выяснил, как сейчас авиаторы справляются с этой проблемой.
Вчера, 29 сентября, генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев попросил у Владимира Путина законодательно поддержать инициативы авиакомпании по борьбе с авиадебоширами. В частности, предлагается ужесточить наказания за дебоширство, введя уголовную ответственность в виде лишения свободы или штрафа в размере до 500 тыс. рублей, а также разрешить авиакомпаниям создавать черные списки пассажиров, которым впоследствии можно будет на законных основаниях отказать в перевозке.
Кроме того, Савельев попросил разрешить использовать на борту сдерживающие средства вроде пластиковых наручников, поскольку сегодня бортпроводники вынуждены утихомиривать хулиганов с помощью подручных предметов типа пледов.
Владимир Путин согласился с доводами Виталия Савельева и пообещал поддержать эти инициативы.
Согласно внутренней статистике «Аэрофлота», за последние 10 лет было зарегистрировано 3090 «деструктивных пассажиров» (из них 32 грубых «беспредельщика»), а 5993 человека не допустили к перевозке еще на земле. В 14 случаях пришлось совершить вынужденную посадку. Не реже сталкиваются с авиадебоширами и другие авиакомпании. Так, накануне Нового, 2016 года три пьяных пассажира задержали рейс Петербург — Москва авиакомпании "Россия" из Пулково.
Сейчас арсенал воздействия на хулиганов невелик. Если самолет совершил вынужденную посадку, авиакомпания может подать на дебошира в суд и взыскать ущерб по статье 1064 ГК РФ. Например, в июле этого года с одного из дебоширов было взыскано в пользу "Аэрофлота" 212 365,93 рубля в счет возмещения убытков и 7323,65 рубля в счет компенсации расходов по уплате госпошлины, итого почти 220 тыс. рублей. Максимальная же сумма возмещенного убытка составила и 970 тыс. рублей.
Плюс авиакомпания может аннулировать обратный билет дебошира.
Однако ответственности перед государством дебоширы не несут почти никакой: по ст. 11.17. КоАП РФ (Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте) приписывают административный штраф в размере 2-5 тыс. рублей или административный арест. Уголовная ответственность наступает только в случае нанесения телесных повреждений экипажу и пассажирам.
В США же максимальное наказание за авиадебоширство — это 20 лет тюрьмы или штраф в размере до 250 тыс. долларов; случаев дебоширства там на порядок меньше, чем в России. Однако во всем мире их количество растет: по данным IATA, в 2015 году их было больше на 17%, чем в 2014, - 10,8 тыс. случаев против 9,3 тыс. Как правило, это не нападения, а оскорбления пассажиров и бортпроводников, отказ исполнять требования безопасности и неприличное поведение. Лишь в 11% случаев имело место физическое насилие либо повреждение ВС. При этом только 23% дебоширов были пьяны или употребляли наркотики, то есть дело не столько в веществах, сколько в психических расстройствах, обостряющихся на борту (например, на почве аэрофобии).
Бывалые авиапутешественники придумали даже некую классификацию таких неспокойных соседей по салону. «Авиадебоширы делятся на две группы — тех, кто злоупотребляет алкоголем, и правовых авианигилистов, не желающих или не способных прочитать правила. Некоторых алкоголь успокаивает, других же, напротив, приводит в агрессивное состояние. Такие люди часто любят прикрываться виртуальными депутатскими мандатами, корочками ФСБ и т.п. Но не меньше хлопот экипажу и пассажирам доставляют и обычные хамы. Например, кто-то откажется показать посадочный на входе и его час будут ждать. Другой решит не убирать ноутбук. Третья задерет ноги и будет хамить бортпроводникам, а четвертый будет бегать во время взлета по салону с ребенком на руках, чтобы пересесть на другое место. Подобное поведение обусловлено пониманием своей неуязвимости перед законом. Существующие штрафы никого не останавливают, и вот наконец в России появится действенная мера, которая повысит безопасность на борту», — говорит директор концертного агентства Personal Booking Денис Стингер (летает на гастроли в среднем раз в неделю).
Однако у новой инициативы находится и немало критиков.
«Я думаю, что все ограничится лишь усилением административной ответственности и никаких черных списков вводить не будут, потому что это требует серьезного изменения конституционного законодательства. Представьте себе какую-нибудь географическую точку, в которую нет возможности добраться ничем, кроме как самолетом одной авиакомпании. И если пассажир находится в черных списках этой авиакомпании, значит, нарушается его конституционное право на свободу передвижения. Что касается сдерживающих средств, то очень сложно определить грань, за которой находится причинение вреда здоровью пассажира. У хулигана может быть серьезное заболевание, и вдруг из-за принятых к нему мер он умрет на борту», — отмечает Александр Бунин, путешественник и ведущий программы «Бон Вояж» на радио «Серебряный дождь».
«Идея правильная, но требует доработки: при реализации механизма так, как описал его господин Савельев, авиакомпании получат практически неограниченную власть над пассажиром. Еще один риск — опасность превышения полномочий экипажами лайнеров. Нужно предусмотреть процедуру апелляции или включать пассажира в список решением суда при повторяющихся нарушениях, — считает независимый аналитик авиарынка Константин Парфененок. — Например, в США авиакомпании сами формируют черные списки пассажиров, но это включение в список можно оспорить в суде».