Петербургские перевозчики пассажиров потратят 10,5 млрд рублей на покупку 3,5 тыс. новых автобусов в преддверии чемпионата мира по футболу и в ожидании новых конкурсов. Из–за резкого увеличения спроса автобусов на всех не хватает.
В парке петербургских частных перевозчиков насчитывается 5 тыс. автобусов средней вместимости (20–50 сидячих мест). Возраст большинства (55%) транспортных средств подобрался к критической отметке — 5 лет, подсчитали в Ассоциации перевозчиков пассажиров Петербурга.
Это предельный срок эксплуатации автобуса средней вместимости, установленный в договоре на перевозку пассажиров между Смольным и частными перевозчиками. Причем не все имеющиеся у перевозчиков автобусы соответствуют техническим требованиям городских властей по перевозке инвалидов. В итоге замене подлежит 70% (3,5 тыс.) автобусов, в среднем по 3 млн рублей за единицу.
Эксплуатировать автобус свыше 5 лет экономически нецелесообразно, поясняют перевозчики: затраты на ремонт машины превышают доход от видавшего виды автобуса.
На всех не хватает
Энергично закупать новые автобусы городские перевозчики начали во второй половине этого года и неожиданно столкнулись с дефицитом транспортных средств.
Наибольшей популярностью у частных петербургских перевозчиков пользуется продукция ПАО "Павловский автобус" (входит в группу "ГАЗ" Олега Дерипаски, выпускает ПАЗы и "Газель Next"). Главное преимущество этих изделий — низкая цена: от 1,5 млн рублей за Next до 3,2 млн за ПАЗ. Оба автобуса обладают одинаково скромными потребительским свойствами, но благодаря низкой цене окупаются за 2–3 года.
Один из крупнейших перевозчиков, ОАО "Третий парк", только в этом году инвестировал в 200 новых автобусов около 400 млн рублей. "Первую сотню автобусов получили, ждем вторую со дня на день", — говорит заместитель гендиректора компании Михаил Богданов.
Вслед за лидерами бросились обновлять подвижной состав и мелкие игроки. Спрос на автобусы настолько возрос, что их стало не хватать. "Мы планировали приобрести 15 новых ПАЗов в этом году, но пока смогли купить только шесть", — сетует Андрей Заботин, директор ООО "АТП Барс–2".
"Сегодня мы можем удовлетворить только 70% заявок на автобусы ПАЗ", — говорит Ольга Ануфриева, начальник отдела продаж ООО "Питербасцентр" (официальный дилер ООО "Русские автобусы — Группа ГАЗ").
По словам эксперта, машин на рынке мало из–за того, что завод выполнял крупный госзаказ по производству школьных автобусов. Ситуация нормализуется к началу 2017 года.
Наиболее востребованы ПАЗы, укомплектованные импортными агрегатами — дизельным двигателем американской Cummins Inc. с автоматической коробкой передач тоже американской компании Allison Transmission. Но таких и вовсе нет в продаже. Предлагаются только транспортные средства с российскими двигателями Ярославского моторного завода. По словам Ольги Ануфриевой, ПАЗы с американскими двигателями появятся не раньше 2017 года.
В неопределенности
Перевозчики отмечают, что они инвестируют средства в условиях полной неопределенности. Как ранее писал "ДП", с 11 января 2016 года вступил в силу федеральный закон № 220 "Об организации перевозок пассажиров". Городские власти будут им руководствоваться при распределении маршрутов. "Сейчас непонятно, что будет дальше. Смольный пока не подготовил никаких нормативных актов в соответствии с законом. Нет документа планирования перевозок, не ясно, как будут распределяться маршруты. Если их выставят на аукцион, а именно такую форму предлагает Смольный, то мало кто из петербургских перевозчиков выдержит демпинг со стороны неизвестных иногородних игроков. При таком раскладе перевозчики начнут готовиться к ликвидации", — прогнозирует Василий Киселев, председатель Ассоциации перевозчиков пассажиров.