В Смольном опять спорят, на сколько повысить стоимость проезда на общественном транспорте: до 45 рублей поднять тариф на проезд в метро и до 40 рублей на общественном транспорте либо до 40 и 35 рублей соответственно.
О том же спорили чиновники Смольного год назад, когда обсуждали бюджет. Именно тогда председатель комитета финансов Петербурга Алексей Корабельников впервые предложил поднять стоимость разовой поездки с 30 до 40 рублей в метро и с 28 до 35 в наземном транспорте. Такое повышение чиновник обосновал необходимостью покрыть за счет тарифа большую часть затрат перевозчиков, а субсидию из городского бюджета сократить. Но инициативу Корабельникова тогда не поддержал вице-губернатор Игорь Албин — переживает, что народ начнет роптать на власть после скачка цен на поездку в автобусе. Поэтому тариф в метро в 2016 году подняли до 35 рублей, а в наземном транспорте — до 30 рублей и увеличили объем субсидий.
В утвержденном правительством Петербурга проекте бюджета на 2017 год предусмотрены субсидии на общественный транспорт в размере 28 млрд рублей, что выше уровня 2016 года на 6,4%. Такой прирост сопоставим с годовой инфляцией. ЦБ РФ ожидает, что по итогам 2016 года потребительские цены вырастут на 5-6%. Однако перевозчики уверяют, что их затраты (на топливо, запчасти) растут быстрее официального темпа увеличения цен. А значит, планируемое увеличение субсидий не покроет прироста расходов, и придется повышать тарифы.
Максимальное увеличение, обсуждаемое в Смольном, составляет 10 рублей. Как ранее писал "ДП", возглавляемое Андреем Лызиным ГУП "Пассажиравтотранс" просит повысить тариф с 30 до 40 рублей. Глава предприятия пояснял, что самые крупные статьи затрат — заработная плата и страховые взносы (54% от общей суммы), а также топливо (15%). При этом субсидии из бюджета покрывают лишь 50% расходов.
Еще больше (на 40-47%), из-за существенного подорожания электроэнергии, просят поднять тариф ГУП "Метрополитен СПб" и ГУП "Горэлектротранс". Если Смольный пойдет им навстречу, то стоимость проезда в метро приблизится к 50 рублям, а в троллейбусе — к 45.
Особняком от ГУПов стоят частные перевозчики пассажиров. На коммерческих маршрутах Смольный не устанавливает тариф, а только ограничивает его предельный размер — сейчас 40 рублей. "Частным перевозчикам субсидии урезают. Выплачивают не вовремя. В этом году первые субсидии мы получили только в мае. Такого никогда не было!" — восклицают перевозчики.
Опрошенные "ДП" частные перевозчики сообщили, что их мнением в этом году поинтересовались только в конце сентября, когда обсуждение бюджетов уже шло вовсю. То есть, как отмечают перевозчики, по всем признакам повышать предельный тариф на коммерческие перевозки Смольный не собирается, оставив его на уровне 40 рублей. Хотя, по словам бизнесменов, экономически обоснованный тариф на коммерческих перевозках составляет 55-60 рублей. "Ситуация смехотворная. Как нам подготовить обоснования повышения тарифа? Для этого должны быть нормативные акты, регламентирующие наши действия. А таких актов нет. Предложение предоставить обоснование поступило перевозчикам из комитета по тарифам только 22 сентября, а подготовить обоснование нужно было до 6 октября. Никто, конечно, ничего не предоставил — за такой срок выполнить все требования чиновников нереально. Причем часть их требований невыполнима", — сокрушается Василий Киселев, председатель Ассоциации перевозчиков пассажиров.
Скорее всего, проезд в транспорте повысится, как обычно, в соответствии с инфляцией — метро с Нового года будет стоить не дороже 40 рублей, а наземный городской транспорт подорожает не более чем до 35 рублей. Как ранее писал "ДП", компромиссом между ростом тарифа и экономией на бюджетных субсидиях может стать запуск коммерческих маршрутов смольнинским ГУП "Пассажиравтотранс". Однако в этой новации теперь нет смысла, так как Смольный постепенно уравняет тарифы на коммерческих маршрутах наземного транспорта (40 рублей) и субсидируемых из городского бюджета (30 рублей). Уравнивание тарифов, судя по их динамике, скорее всего, произойдет в начале 2018 года.