09:5817 октября 201609:58
1301просмотров
09:5817 октября 2016
Генеральный директор ООО "Мегаконсалт" Александр Смирнов о том, что в банковском обслуживании малого и среднего бизнеса в последнее время сложилась парадоксальная ситуация. Вроде и банкам клиенты нужны, и компаниям — финансирование, но экономический кризис и усиление банковского надзора привели к тому, что общаться им между собой крайне сложно. Но общие интересы найти все-таки можно.
Приведу пример. Недавно у нас в офисе проходило что-то вроде роад-шоу для одного клиента. Представители трех банков даже приехали к нам — а такого прежде не было, раньше только мы с клиентами ездили в банки — и рассказывали по очереди руководству этой компании, что они могут предложить. Но в итоге переговоров один банк четко сказал, что, пока компания не представит отчетность за 5 кварталов, предложить им нечего. Другие два и вовсе не смогли сказать ничего определенного: мол, приходите к нам, открывайте счета, мы подумаем-посмотрим, что сможем предложить еще в будущем.
В итоге клиент не выбрал ни один из банков, а нашел альтернативный источник финансирования и, видимо, долго еще будет им пользоваться.
Однако это скорее исключение, а чаще всего альтернатив банковским деньгам нет. При этом мы видим, что и банки остро нуждаются в клиентах — в месяц к нам приходит минимум три банка и предлагает нам рекомендовать их нашим клиентам. У них стоит план по наращиванию клиентской базы и кредитного портфеля.
Но проблема заключается в том, что банкам нужен качественный клиент с прозрачным бизнесом, опытом работы, кредитной историей, который сразу готов воспользоваться всеми банковскими продуктами: и кредиты брать, и деньги на депозитах держать, а плюс к этому эквайринг и зарплатный проект.
А малый бизнес, уставший от кризиса и безденежья, этим жестким требованиям часто не удовлетворяет. Да и доверие к банкам, особенно небольшим, из третьей сотни изрядно подорвано — никому не хочется, чтобы деньги сгорели безвозвратно при отзыве лицензии.
Поэтому главная задача сейчас — помочь банкам и бизнесу найти точки соприкосновения, которые сразу, может быть, и не видны. У нас сформирован пул из семи банков, которые мы хорошо изучили. Поэтому мы примерно знаем, при каких запросах клиента какой банк рекомендовать. Одним, например, более важна скорость перевода денег, другим — дешевое расчетно-кассовое обслуживание, третьим — кредиты. И в каждом случае нужно стремиться найти свое, индивидуальное решение, которое удовлетворит обе стороны.
Например, некоторые банки не готовы давать кредиты компаниям-стартапам, но кредит может получить собственник бизнеса при хорошей кредитной истории. Или можно сначала брать небольшие кредиты, на полгода, чтобы формировалась кредитная история. Клиенту стоит знать, как правильно оформлять отчетность, чтобы у банков не оставалось вопросов без ответа. На самостоятельное выяснение таких нюансов у компании может уйти слишком много времени, а для бизнеса время важно не меньше, чем деньги.