Спасение городских оборонных заводов, увязших в долгах, могут доверить Сергею Чемезову

Автор фото: Марина Лысцева/ТАСС
Автор фото: Марина Лысцева/ТАСС

Петербургские оборонные предприятия увязли в долгах. Спасение отрасли могут доверить главе "Ростеха" Сергею Чемезову. Его ведомство оказалось одной из самых эффективных государственных структур в сфере промышленности.

Механизм управления оборонной промышленностью через создание объединенных корпораций (это не госкорпорации, а акционерные общества с государственным капиталом) не оправдал себя. Предприятия, входящие в эти АО, увязли в долгах, а доходы их падают. Надеяться оборонщикам практически не на что. Многие петербургские оборонные заводы оказались в кризисе. Спасти их по силам только государству. Оно стремится усилить контроль над отраслью.
Этой цели можно добиться, передав ключевые оборонные активы государственным корпорациям (ГК). Специфическая организационно–правовая форма обеспечивает им особое положение в экономике. На ГК не распространяются законы об акционерных обществах, деятельность каждой госкорпорации регулируется специально разработанным при ее создании законом, а руководство назначает президент РФ. В числе наиболее вероятных претендентов на получение контроля за оборонными активами называют госкорпорацию "Ростех", возглавляемую Сергеем Чемезовым.

Долги больше выручки

Высокую долговую нагрузку накопили за последние годы многие петербургские оборонщики. Например, сумма обязательств Северной верфи (входит в АО "Объединенная судостроительная корпорация", ОСК) почти в 6 раз превысила выручку за 2015 год, которая составила 18,3 млрд рублей. В 2016–м верфь не получила ни одного нового контракта ни от Минобороны, ни от иностранных заказчиков. Благодаря заказу 2012 года на модернизацию кораблей ВМС Алжира и девальвации рубля завод впервые за последние годы вышел в прибыль, хотя и мизерную (117 млн рублей) против убытка в 2014–м (1,1 млрд) и 2013–м (1,2 млрд).
Более чем втрое с 2011 года возросла долговая нагрузка производителя корабельных артиллерийских установок и спутников АО "МЗ "Арсенал" (входит в АО "Объединенная ракетно–космическая корпорация"). Долги "Арсенала" с 2011–го по 2015 год поднялись с 6,5 млрд до 13,3 млрд рублей, а выручка в 2015–м опустилась до 2,1 млрд рублей против 5,9 млрд годом ранее. "Арсенал" с трудом выполнял поставки артиллерийских установок на корабли, строящиеся на Северной верфи. Недовольное этим Минобороны нашло другого исполнителя — нижегородский ЦНИИ "Буревестник". Доходы "Арсенала" по гособоронзаказу (ГОЗ) сократились.
Средне–Невский судостроительный завод (СНСЗ, входит в ОСК) тоже в зоне риска. На гонке вооружений завод почти ничего не заработал: у большинства предприятий за 2011–2015 годы выручка в среднем выросла вдвое, а у СНСЗ осталась на уровне 2011 года — 3 млрд рублей. При этом завод активно разрабатывал новые образцы кораблей, обновлял производственные фонды. Совокупные обязательства СНСЗ за 2011–2015 годы возросли более чем вдвое и превысили 14 млрд рублей.

Вне конкуренции

В целом с 2011 года выручка петербургских оборонщиков росла быстрее долгов. Но с 2016–го темпы прироста выручки стали падать, а долгов — расти.
Оборонщики рассчитывали погасить кредиты, продав неиспользуемую недвижимость.
Такие планы были у производителя зенитно–ракетных комплексов Обуховского завода, у разработчика газотурбинных авиадвигателей АО "Климов" (входит в АО "Объединенная двигателестроительная корпорация"). Оба предприятия провели масштабную модернизацию и планировали продать высвободившиеся площади. Но спрос на промышленную недвижимость в кризис упал, и надежды не оправдались.
Похвастаться доходами от продажи гражданской продукции в совокупной выручке никто из петербургских оборонщиков не может, хотя каждый заявляет о грандиозных планах по производству товаров гражданского назначения. Российские оборонщики, привыкшие работать с единственным заказчиком — Минобороны, пока не способны выстоять на конкурентном гражданском рынке.

Корпоративная защита

Единственная надежда оборонщиков — государственные финансовые вливания. Так, ОСК только за 2016 год докапитализировала Балтийский завод и Адмиралтейские верфи. ОСК также намерена инвестировать 100 млн рублей в Пролетарский завод, чтобы он мог выполнить ГОЗ и перестал генерировать убытки. В 2015 году убыток составил 334,5 млн рублей, кредиторская задолженность — 4,8 млрд рублей — 58,5% суммы активов завода. Государство уже несколько лет поддерживает завод на плаву ввиду его стратегической важности.
По той же причине власти не дают обанкротиться и многим другим оборонным предприятиям. В частности, корпорации "Уралвагонзавод", чистый долг которой на конец первого полугодия 2016 года составил 276 млрд рублей при выручке 43,1 млрд. Завод рассчитывал на госгарантии 16 млрд рублей и докапитализацию из бюджета, но не получил их. В итоге курирующий ВПК вице–премьер Дмитрий Рогозин предложил президенту Владимиру Путину передать предприятие ГК "Ростех". "Ростех", возглавляемый Сергеем Чемезовым, — одна из самых успешных госкорпораций сегодня, проявляющая живой интерес не только к оборонке, но и к гражданским активам. Например, к предполагаемой в 2017 году приватизации авиакомпании "Россия" (25,1% — у Смольного, остальное — у "Аэрофлота"), о которой в сентябре заявил Минтранс.
В сегодняшней экономической и политической ситуации концентрация в руках ГК стратегически важных для государства активов — насущная необходимость, считает миллиардер Сергей Бодрунов. Это позволит государству сохранить такие предприятия, даже если они не могут генерировать прибыль. В свое время государство пыталось защитить подобные предприятия, включая их в списки стратегически важных, напоминает Бодрунов. В такой перечень входила и принадлежавшая ему группа "Аэрокосмическое оборудование". Но эти меры не могут спасти акционерные общества, например, от банкротства. "Статус ГК позволяет избежать банкротства и при этом гарантирует целевое инвестирование бюджетных средств в их развитие. Сегодня без госвложений не обойтись", — признает Бодрунов.
Сама форма ГК предполагает наличие преференций по сравнению с обычными компаниями, пусть и с госучастием, отмечает Александр Ракша из КГ "НЭО Центр". Он напоминает: многие глобальные лидеры — это действующие или бывшие госкорпорации: Samsung, LG, Hyundai, BAE Systems. Отдельному предприятию, даже крупному, трудно конкурировать на глобальном рынке. Впрочем, есть и оборотная сторона медали — госуправление и бесконечные госдотации могут убить конкуренцию, а у предприятий атрофируется способность самостоятельно выживать на рынке.
В зависимости от ситуации нужно, чтобы государство либо максимально выходило из промышленных активов, либо, наоборот, входило в них. Так происходит во многих странах. В сложных экономических условиях подчас передача предприятия госкорпорации — это единственный возможный выход, позволяющий сохранить его. Например, если требуется инвестировать бюджетные средства в развитие частного предприятия, сделать это крайне сложно. Я не считаю, что госуправление — панацея. Тут скорее речь идет о выборе между плохим и очень плохим развитием событий.
Максим Мейксин
председатель комитета по промышленной политике и инновациям
У государственной корпорации очень специфические способы управления, механизм контроля крайне слаб. Как правовая форма она очень неудачна. ГК появились у нас как попытка скопировать британские "публичные корпорации" — эти компании (обычно инфраструктурные) служат не для получения прибыли, а для удовлетворения определенных интересов общества. А в России эта форма используется и тогда, когда получение прибыли важно. Внутри ГК возможен значительный маневр в распределении средств. Это важно, если входящие в нее компании окажутся в кризисе. Например, Уралвагонзаводу неоткуда ждать инвестиций. В случае вхождения в ГК такой источник может появиться.
Михаил Делягин
политолог и экономист