В прошлую субботу на Мойке, Фонтанке и канале Грибоедова состоялся фестиваль "Фонтанка–SUP": 170 серферов в карнавальных костюмах прошли по воде 8,5 км на своих надувных досках — падлбордах. Симпатичное зрелище.
В отличие от других петербургских праздников на воде — "Алых парусов", парада в День Военно–морского флота, гонок скутеров вокруг Заячьего острова, фестиваль "Фонтанки" абсолютно демократичен, что, собственно, от городского карнавала и требуется. Супсерфинг — спорт для любого возраста, управлять доской просто, это не требует специальной подготовки. Райдер может на доске стоять на ногах и на коленях или сидеть. Надувные доски весят меньше 10 кг и легко транспортируются. Стоит все это удовольствие не то чтобы дешево, но и не разорительно — около $1 тыс. за комплект из лодки и весла.
Много маленьких суденышек красивее, чем несколько больших, особенно на Мойке или канале Грибоедова. Как раз перед серферами проплыла большая группа байдарок, а участники "Фонтанки–SUP" встроились им в кильватер. Получился мощный караван. Захотелось присовокупить к процессии и каноэ, и особенно популярные сейчас у детей яхточки класса "Оптимист". Вообще, Фонтанка годилась бы и для ялов, и для всех видов академической гребли, и для квадроциклов, и для катеров.
В Северной Венеции нужна своя регата, как та, что проходит на Большом канале в настоящей Венеции в первое воскресенье сентября. Историческая часть следует церемониалу торжественного приема королевы Кипра Катерины Корнаро, отказавшейся в 1489 году от трона в пользу Венеции. У нас историческая часть могла бы быть воспроизведением одного из водных парадов петровского времени с легендарным Ботиком во главе. Затем начинались бы гонки лодок разного типа. Напомню и про петербургскую традицию Дня Преполовения — христианского праздника, отмечающегося ежегодно через 25 дней после Пасхи. В этот день, примерно через неделю после прохода ладожского льда, на Неве торжественно открывали навигацию. До этого ни один ялик, ни одна баржа, плот, пассажирский корабль или буксир на реке появиться не могли.
С 1831 года в День Преполовения происходила торжественная церемония, собиравшая на набережных Невы весь город. В 11:30 от Невской пристани Петропавловской крепости отчаливал двенадцативесельный катер. За веслами — богатыри из Гвардейского морского экипажа. На катере стоял в полной парадной форме заслуженный, старый, израненный в боях, генерал–комендант Петропавловской крепости. Матросы наваливались на весла, быстро пересекали Неву, лихо подходили к Зимнему дворцу.
Весла ставились "на валёк" — вертикально, как полагалось в торжественных случаях и на парадах.
Бодрящийся генерал нетвердой походкой направлялся во дворец, чтобы получить разрешение открыть навигацию, предъявлял императору кубок, заполненный невской водой без единой льдинки.
Кубок опустошался и заполнялся серебряной монетой. Комендант выходил из дворца, разбрасывал монеты из кубка. Их тут же расхватывала толпа. Катер так же стремительно мчал его к крепости под грохот пушечного салюта — это почти всегда совпадало с полднем. Одновременно с выстрелом сигнальной пушки поднимался флаг на Флажной башне крепости. Все парусники, ялики, пароходы, прятавшиеся дотоле в заводях и у пристаней, тоже поднимали флаги. Гудели корабельные гудки. Нева заполнялась кораблями и лодками всех мастей под разноцветными флагами.
Со стен крепости палили пушки, запускались фейерверки.
Духовенство всех приходских храмов Петербурга собиралось у Комендантской пристани для освящения невской воды. На торжественном обеде в Комендантском доме крепости подавались огромные осетры, "изловленные не в какой другой реке, а непременно в Неве".
Неву не надо импортозамещать, она у нас кормилица и так: "Алые паруса" (получившие Best European Event Award 2016); сотни тысяч туристов, любующихся разводом мостов; корюшка и миноги; караваны викингов и крейсер "Аврора".
Но водный ресурс не исчерпан. "Фонтанка–SUP" показывает — при относительно небольших затратах в наших реках и каналах можно еще многое придумать. Ждем продолжения карнавала.