Смольный займется развитием креативных пространств и предложит инвесторам льготную аренду

 

Комитет по инвестициям разработал программу поддержки творческой индустрии в Петербурге. Городские объекты для креативных пространств будут сдавать в аренду по льготной ставке, а большим проектам предложат заключить концессионные соглашения.

Помощь с контролем

Смольный решил "упорядочить всю систему развития креативных пространств в Петербурге", рассказала на Инвестиционном форуме председатель комитета по инвестициям Ирина Бабюк. По ее словам, помощь в развитии творческих компаний станет стимулом для привлечения инвестиций в город и создаст новые места притяжения для туристов.
Комитет по инвестициям совместно с комитетом по экономической политике и стратегическому планированию подготовил программу поддержки креативной индустрии. Предложения представят на совете по инвестициям 11 ноября. По программе планируется предоставлять инвесторам, готовым развивать этот сектор экономики, недвижимость "по минимальной арендной ставке".
Комитет предварительно отобрал 10 объектов в центре города, которые могут быть потенциально интересны инвесторам. Их отдадут в аренду на 3–10 лет. Арендаторы отремонтируют объекты самостоятельно.
Для более крупных проектов, например развития территории завода "Красный треугольник", комитет предлагает применение концессионной схемы.
Кроме того, в программе будет законодательно закреплено понятие креативной индустрии. "Это нужно, чтобы иметь возможность контролировать процесс предоставления объектов недвижимости на льготных условиях, — пояснила Ирина Бабюк. — Инвестор, приобретая со скидкой права на объект недвижимости, должен придерживаться его основного функционала, то есть использовать для развития каких–то общественных пространств, творчества, образования и так далее".
Определение бизнесов, которые относятся к креативным, отличаются в разных странах. К этой сфере относят и компании, работающие в области художественного искусства и музыки, и команды дизайнеров, программистов и так далее. Например, по словам владельца и директора ГК "Креативная экономика" Святослава Мурунова, в России к творческим профессиям относят юристов. "А в Дании в число креативных входит порноиндустрия", — приводит пример президент НП "Центр развития творческих индустрий" (развивает, например, арт–пространство ДК "Громов") Дмитрий Мильков.

Самостоятельное развитие

Общая площадь творческих кластеров и арт–пространств в Петербурге превышает сегодня 100 тыс. м2. Пространства можно разделить на два типа. Первый — крупные проекты редевелопмента, за которыми пристально следит Смольный. Это, например, развитие острова Новая Голландия, которое ведет компания Millhouse Романа Абрамовича, заключившая с городом инвестдоговор на 12,1 млрд рублей. Или создание кластера Artplay SPb на Красногвардейской пл. — его самостоятельно реализует компания "Тандем–Эстейт", но инвесторы рассчитывают на содействие города в развитии прилегающей территории. Другие проекты, и их большинство, развиваются самостоятельно, никак не опираясь на поддержку властей. За последние 5 лет количество подобных проектов увеличилось в разы. Это, например, лофт–проект "Этажи", БЦ "Ткачи", "Тайга", "Артмуза". На этом рынке появляются управляющие компании, развивающие несколько проектов. Например, BS Group управляет пространствами "Третий Кластер", "Флигель", Korpus2, "Голицин Лофт". Площади под креативную индустрию сегодня включаются и в состав классических объектов коммерческой недвижимости.
"С учетом падения покупательной способности и сокращения рынка ретейла традиционные способы поддержания покупательского трафика не работают. И тут на помощь приходят представители креативной индустрии", — объясняет Дмитрий Абрамов, партнер Jensen Group, которая управляет "Пассажем" на Невском пр. По его словам, за последний год доля, которую занимают креативные компании в комплексе, выросла с 0 до 10% от общей площади.