23:3624 октября 201623:36
301просмотров
23:3624 октября 2016
Северная столица подарила России много известных торговых марок. "ДП" сделал подборку брендов, отмечающих в этом году юбилейную дату.
Вначале 1990–х, когда страна вставала на путь рыночных отношений, бизнесом пытались заниматься многие — кто–то от безысходности, чтобы прокормить семью, кого–то прельщали высокие заработки. Но мало кто тогда предполагал, создавая какую–то торговую марку, что она будет жить 10, 15, а то и 25 лет.
"Журналисты удивляются, что в 1990–х мы с братом решили строить какой–то бизнес в России. Мол, кризис, зарплаты не платят, никакой стабильности плюс криминальная обстановка, что просто небезопасно для жизни. А на самом деле все как раз наоборот. Первоначальный капитал только и можно создать в стране, где смена власти, кризис, распад госструктур и чехарда с финансами. Поэтому если вы хотите заработать деньги с нуля сегодня, то нужно ехать в Африку, в Венесуэлу, на Украину или на Кубу", — написал недавно в своем аккаунте создатель бренда Sela Борис Остроброд по случаю 25–летия компании.
Рожденные в 90–е
Первый офис корпорации Sela был открыт в 1991 году в Петербурге. Компанию основали двоюродные братья Борис Остроброд и Аркадий Пекаревский, которые стали развивать собственный бренд и продавать одежду в магазинах и универмагах Петербурга. В 1997 году владельцы корпорации стали создавать свою розницу, в 1999 году вышли в Москву.
Кстати, в переводе с иврита Sela — это скала. "Аркадий Пекаревский и Борис Остроброд ходили в Израиле на красивый скалистый пляж Sela и решили, что это отличное название для компании, олицетворение силы и мощи", — рассказала представитель компании Юлия Зефирова. Имя оправдало себя. Сегодня Sela — один из признанных лидеров по созданию коллекций одежды в стиле casual. Сеть насчитывает более 400 магазинов в 300 городах России, имеет представительства в девяти странах, собственные дизайн–бюро и производственные офисы.
В 1991 году в Петербурге зародилась еще одна одежная сеть — Lady Sharm, рассчитанная на женщин пышных форм (plus size). История создания одноименного модного дома началась с образования ателье "Люкс". "Идею заняться производством одежды нестандартных размеров подсказала сама жизнь. Оказалось, что масса женщин в те годы не только не имели возможности выглядеть привлекательно, но и рисковали своим здоровьем, поскольку не могли купить теплую одежду нужного размера", — отмечают в ООО "Леди Шарм" (оператор сети). Именно тогда и пришло понимание, что дизайнерская, высококачественная и доступная по цене одежда для женщин пышных форм будет востребована. Последующие 10 лет ателье активно развивалось, и мини–мастерская выросла в производство.
В этом году компании "Леди Шарм" 25 лет. Сеть насчитывает более 43 магазинов в России. С 2014 года компания начала развивать еще один бренд — ViX&VOX, рассчитанный на стильных и дерзких девушек с пышными формами.
Аптеки vs. беременные
25 лет назад родился еще один известный сегодня на всю страну петербургский бренд — "Фармакор". Бизнесмен, фармацевт по образованию, Александр Афанасьев создал в 1991 году компанию–дистрибьютора лекарств "Фармакор". Активный период роста у нее начался с конца 1990–х годов: в 1997 году открывается первая аптека, а спустя год — собственное производство лекарств. За один только 2008 год Александр Афанасьев открыл более 200 аптек. В настоящее время сеть насчитывает около 250 аптек в России. Правда, в последнее время "Фармакор" стал сдавать свои позиции, теряя долю рынка. Еще по итогам первого полугодия 2012 года этот игрок имел 15,7% петербургского рынка коммерческих лекарств, а по итогам первого полугодия 2016 года — всего 6,3%. Тем не менее сеть более 7 лет уверенно входит в топ–5 аптечных сетей Петербурга.
Петербургские предприниматели Георгий Николайчик и Роман Ротблат и развивавшие с середины 1990–х годов сеть детских аптек под брендом "Для тебя и мамы", в 2006 году, нарастив сеть до 50 точек, продали ее одной из крупнейших фармацевтических компаний. На вырученные от продажи средства бизнесмены решили развивать федеральную сеть товаров для беременных и кормящих женщин. Как раз в то время в России только начинал зарождаться цивилизованный рынок товаров для беременных. Первый магазин "Буду Мамой" открыл свои двери в Петербурге в 2006 году. На сегодняшний день сеть насчитывает 115 магазинов в 65 городах России, из них 10 работают по системе франчайзинга. Последние годы компания активно развивает интернет–магазин. В этом году бренд отмечает 10–летний юбилей.
"После того как расстались с аптечной сетью, нужно было оперативно принимать решения по профилю следующего бизнеса. А "беременная" тема уже как бы наша была. Стояла задача, чтобы бренд говорил сам за себя и однозначно расшифровывал наш профиль деятельности. Нам очень понравился логотип фирмы "Дети". Коротко и емко. Так что "Буду Мамой" звучит для нашего покупателя так же конкретно. По телефону, правда, приветствие "Буду Мамой" слышится несколько двусмысленно, но все уже привыкли!" — рассказывает Роман Ротблат, вспоминая, что если раньше, в бытность аптек "Для тебя и мамы", мужчины с юмором спрашивали, а что есть для папы, то теперь интересуются, когда откроются магазины "Буду папой".
Печенье в стиле ИКЕА
Марке овсяного печенья "Посиделкино", принадлежащей Дмитрию Костыгину и Августу Мейеру, в этом году 15 лет. В компании вспоминают, что в конце 1990–х — начале нулевых полка с печеньем и пряниками выглядела достаточно однообразно. Что–то интересное редко можно было найти, и, как правило, среди дорогого импорта. Средним российским производителем овсяного печенья и пряников был тогда типовой хлебозавод в каждом городе, печенье было одного или двух видов и одного–двух сортов. Кроме того, в то время фасованная продукция была чаще всего в пакетах. "Именно в тот момент пришла идея, что вроде бы простое овсяное печенье можно сделать оригинальным, разнообразным и при этом удобным, чтобы взять с собой. То есть, с одной стороны, сделать примерно то же самое в овсяном печенье, что ИКЕА сделала в мебели — крутой продукт по доступной цене за счет уменьшения всех ненужных затрат и удобной плотной упаковки "без лишнего воздуха", — рассказал представитель КО "Любимый край" Антон Купцов.
Компания решила отличиться не только упаковкой, уложив печенье плотно, но и составом, добавив в него кусочки шоколада, южноафриканский "калиброванный" изюм и калифорнийский миндаль. "К слову, такой изюм вообще никто в Россию на то время не привозил, и сейчас это практически один поставщик", — утверждают в "Любимом крае".
По исследованию TNS Russia, "Посиделкино" — бренд № 1 овсяного печенья по знанию, потреблению и покупке уже на протяжении целого ряда лет.
Часы для ФСБ и судей
Один из самых старейших петербургских брендов, рожденный еще во времена СССР, — часовой бренд "Ракета". Петродворцовый часовой завод — одно из старейших предприятий России, которое в 1721 году основал Петр I. С 1961 года завод производит часы под брендом "Ракета" в честь Юрия Гагарина. После распада СССР Петродворцовый часовой завод не закрывался, но положение его было плачевным. В 2010 году группа инвесторов взялась за восстановление предприятия. Часть уникального советского оборудования неплохо сохранилась и была реконструирована и доукомплектована современной зарубежной техникой. На должность главного инженера новые владельцы пригласили бывшего директора отдела деталей хода Rolex Жан–Клода Кене, а в совет директоров вошел князь Ростислав Романов, прапрадедушкой которого был царь Николай I. Сейчас коллектив завода насчитывает около 100 человек и частично состоит из специалистов, работавших еще на советской "Ракете", частично из новых сотрудников. Продолжая давнюю традицию петергофского завода, клиентом которого был императорский двор, "Ракета" работает с индивидуальными заказами и уже изготовила часы для ФСБ, конституционного суда, спецподразделений "Альфа" и "Вымпел".
В этом году торговой марке "Ракета" исполнилось 55 лет. Сегодня ООО "Петродворцовый часовой завод "Ракета" полностью принадлежит частным лицам: 75% долей принадлежит Сергею Пален, 25% — швейцарской компании Duraine SA.