Долг частных УК за тепло за год вырос на 45%, государственных — на 13%. Всего потребители ЖКХ должны за тепло 14,4 млрд рублей. Вряд ли монополисты получат эти деньги.
Общий долг потребителей в сфере ЖКХ перед поставщиками коммунальных услуг (воды, тепла, электричества и газа) приблизился к 20 млрд рублей против 17 млрд год назад. Львиную долю составляет долг поставщикам тепла. По их словам, в этом году резко стал расти долг частных управляющих компаний. Главными неплательщиками всегда были принадлежащие Смольному жилкомсервисы (ЖКС) и ГУПы (вместе они обслуживают около 70% жилья Петербурга), их доля в общем объеме долга держалась на уровне 70%, а частные УК в структуре долга занимали лишь 14%. Но за последний год ситуация резко изменилась. По данным начальника департамента по сбыту тепловой энергии ПАО "ТГК–1" Сергея Лапина, из 5,1 млрд рублей долга (за год вырос на 14%) доля частных УК — почти 0,9 млрд рублей.
Его поддерживает заместитель гендиректора ГУП "ТЭК" Юрий Тельтевский: "Есть компании, например "Дом–комфорт", работающая в Приморском районе, которые просто не перечисляют собранную квартплату поставщикам услуг". По его словам, эта УК обслуживает всего три дома и за год умудрилась увеличить долг на 59 млн рублей. Другая УК, Городской центр коммунального сервиса (ГЦКС), перестала платить за тепло с сентября 2015 года, ее долг — свыше 400 млн рублей. Вероятно, чтобы уйти от кредиторов, учредитель ГЦКС (по данным СПАРК, это Юрий Яковлев) создал новую компанию, на которую стал переводить дома ГЦКС, а старая банкротится.
ГУПу потребители ЖКХ задолжали более 7,35 млрд рублей, рост за год на 28%. Еще около 2 млрд рублей составляет кредиторка "Петербургтеплоэнерго".
Управляющим компаниям не хватает денег на их прямую деятельность — предоставление жилищных услуг (уборка территории, текущий ремонт и т. д.), говорит заместитель главы Петроградского района Андрей Цибиногин. "Тарифы на жилищные услуги низкие, поэтому УК берут деньги из коммунальных платежей", — отмечает он.
Частники не получают поддержки от города, в отличие от ЖКС, тарифы на жилищные услуги не менялись уже несколько лет, а себестоимость работ растет, поясняет глава Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций Евгений Пургин. Кроме того, по 3–6% (в масштабах города это 2,4–4,8 млрд рублей) в год прирастают долги жильцов–неплательщиков. Так что роста долгов УК — как государственных, так и частных — не избежать, говорит он.
Вернуть недополученные деньги у монополистов шансов нет. Банкротить УК не имеет смысла: у них нет имущества, за счет которого можно было бы погасить долги. А отключать коммунальные услуги гражданам–неплательщикам и выселять их за долги не позволяет слишком либеральное российское законодательство.