09:3101 ноября 201609:31
2979просмотров
09:3101 ноября 2016
Александр Алёшкин, курировавший модернизацию Северной верфи, покинул судозавод. По данным «ДП», ОСК кардинально пересматривает план технического перевооружения предприятия.
Александр Алёшкин занял пост первого заместителя гендиректора Северной верфи (входит в АО «Объединенная судостроительная корпорация», ОСК) в начале июля 2016 года. Ему поручили курировать 30–миллиардную модернизацию судостроительного завода. Но на этой должности он не протянул и полугода. Уход топ–менеджера может свидетельствовать о том, что модернизация завода буксует. А вместе с ней и строительство новейшего российского атомного эсминца с 200 ракетами на борту и лазерными пушками, превосходящего по вооружению и огневой мощи любой корабль НАТО.
Венец творения
АО «Центр технологии судостроения и судоремонта» (ЦТСС), которым до перехода на верфь руководил Алёшкин, по заказу ОСК неоднократно проводил экспертизы проекта модернизации верфи. Проект создало ОАО «КБ высотных и подземных сооружений».
Модернизация верфи предполагала возведение сухого дока для строительства крупнотоннажных судов, а конкретно — новейшего российского эсминца проекта 23560 «Лидер». Над проектом с июля 2016 года активно трудятся конструкторы АО «Северное ПКБ» (входит в ОСК).
Эсминец предполагается оснастить атомной энергетической установкой, чтобы он мог длительное время (до 90 дней) проводить в автономном плавании и нести на борту 200 ракет различного назначения. Еще корабль вооружат новейшими сверхсекретными разработками отечественного ОПК — электромагнитными и лазерными пушками. Водоизмещение корабля превысит 17 тыс. т (3,4 т у корветов), а длина — 200 м.
Никто, кроме нас
Строить столь могучие корабли в России, как оказалось, негде. Решили модернизировать Северную верфь. Пока она не может сваривать корпуса длиннее 170 м и спускать на воду корабли тяжелее 10 тыс. т. Модернизация должна была не только существенно расширить технологические возможности верфи, но и увеличить в 4 раза производительность труда, чтобы сократить стоимость строительства.
Ранее глава ОСК Алексей Рахманов заявлял, что предприятие будет готово к резке металла для «Лидера» в начале 2018 года. В 2019 году предполагалось начать строительство эсминца и до 2022 года построить шесть таких кораблей.
Концепция меняется
Однако модернизация верфи застопорилась из–за отсутствия средств. Правда, Алексей Рахманов неоднократно заявлял, что ОСК не отказывается от проекта и непременно изыщет средства на техническое перевооружение. Но источники, близкие к верфи, говорят, что проект переживает глобальные изменения.
«КБ высотных и подземных сооружений продолжает проектирование по актуализированной концепции строительства», — сообщили на Северной верфи, не пояснив, в чем заключается актуализация концепции.
«Сейчас в ОСК собственными силами готовят новое видение технологического перевооружения верфи. От главного гидротехнического сооружения, сухого дока, планируют отказаться в связи с высокой стоимостью объекта. Есть опасения, что верфь перевооружат в настолько усеченном виде, что вряд ли она сможет строить современные корабли быстро и дешево», — говорит собеседник «ДП». По словам другого эксперта, вместо сухого дока могут построить еще один эллинг.
Директор Северной верфи Алексей Селезнёв отказался разговаривать о модернизации с журналистами в минувшую пятницу на церемонии закладки корвета «Дерзкий», заявив, что журналисты проявляют к нему неуважение, подходя с такими вопросами.
Через пресс–службу Северной верфи уход Александра Алёшкина прокомментировали так: «Уход Алёшкина — его сугубо личное решение, никак не связанное с проектом модернизации Северной верфи. Александр Николаевич — известный и уважаемый специалист, поэтому мы сожалеем о том, что он внезапно решил уйти».
Источник в отрасли сообщил, что Алёшкин ушел, не получив достаточной свободы и полномочий, чтобы оказывать влияние на ход модернизации и реализовать собственный управленческий потенциал.
Вместе с тем пресс–служба Северной верфи заявила, что ОСК не отменяет планы по реализации проекта модернизации. «Финансирование проекта обеспечено кредитной линией и поддержкой государства. Средства на первый этап модернизации верфи выделены в рамках кредитной линии Сбербанка. В настоящее время в рамках первого этапа уже проводится перебазирование строительной техники и ведутся подготовительные работы по реконструкции западного причала».
К слову, о подготовительных работах и перебазировании строительной техники верфь сообщала почти год назад. В июне «ДП» писал, что ОСК отменила результаты конкурса на реконструкцию западного причала Северной верфи из–за отсутствия средств. И пока новый конкурс не объявляла.
Возможно, в ОСК прислушались к мнению специалистов, которые изначально были против строительства эсминца на Северной верфи.
«То, что сейчас они урезают проект модернизации Северной верфи, — это умный шаг. Северная верфь прекрасно строит корабли водоизмещением до 10 тыс. т — это ее специализация, и не надо уводить судозавод в крупнотоннажное судостроение. Так как потом придется решать серьезные проблемы с выводом крупнотоннажных судов по фарватеру. Еще в советские годы ученые и власти сошлись во мнении, что целесообразнее всего строить крупнотоннажную верфь в Кронштадте — как площадку Адмиралтейских верфей. А потом в долгосрочной перспективе перевести на эту площадку и сами Адмиралтейские верфи», — говорит инженер–строитель с 30–летним опытом работы в советско–российском судостроении Владимир Березницкий.