Бюджет Ленинградской области на 2017 год принят в первом чтении. Документ предполагает снижение доходов от бизнеса и рост от физических лиц. Против оказались только коммунисты.
На стадии первого чтения бюджета Законодательное собрание Ленобласти утвердило его основные параметры. Собственные доходы на 2017 год составят 87,5 млрд рублей, расходы — 92,7 млрд рублей, дефицит — 5,2 млрд рублей (6%). Консолидированные доходы (с учетом муниципальных образований) — 113,2 млрд рублей, расходы — 120 млрд рублей, дефицит — 6,8 млрд рублей (6%). Эти параметры утверждаются без учета поступлений из федерального бюджета, так как их объемы будут известны только после принятия бюджета РФ, отметил первый зампредседателя правительства по финансам Роман Марков.
Львиная доля бюджетных расходов традиционно направлена на социальные нужды: 24,2 млрд рублей — на образование, 16,5 млрд рублей — на здравоохранение, на социальную поддержку — 12,1 млрд рублей, на дорожный фонд — 7,2 млрд рублей, на ЖКХ и ТЭК — 4,9 млрд рублей, на сельское хозяйство — 4,6 млрд, на адресную инвестиционную программу — 7,4 млрд рублей.
Бюджетные показатели на 2017 год значительно "похудели" по сравнению с 2016 годом. Так, доходы снизились на 6,1%, расходы — на 2,6%. Это связано со снижением прогнозируемых объемов налога на прибыль с 45,5 млрд в 2016 году до 40 млрд в 2017 году. Крупнейшие налогоплательщики региона — КИНЕФ, РЖД и другие — формируют около 20% налога на прибыль.
Как объясняет Роман Марков, в предыдущие годы были дополнительные доходы, связанные с колебаниями курса валют. Сейчас этого не прогнозируется. Кроме того, теперь 1% от налога на прибыль перераспределяется в сторону федерального бюджета (сегодня в бюджет региона зачисляется 18% от суммы прибыли, 2% идет в федеральный).
При этом прогнозируется рост поступлений от налога на доходы физических лиц — они вырастут на 9,6%, до 14,8 млрд рублей, а от транспортного налога — на 9,1%, до 2,4 млрд рублей.
Среди вопросов, которые беспокоили депутатов, — высокий объем бюджетных средств, остающихся на депозитах. Сегодня это 35 млрд рублей. Как отметил депутат Владимир Петров, остатки скапливаются в двух случаях: комитеты плохо осваивают средства или комитет финансов завышает требования к выделению средств. Как пояснил Роман Марков, правила расходования средств упрощены, а депозиты — подушка безопасности, позволяющая проходить экономические колебания.
По мнению руководителя фракции КПРФ Регины Илларионовой, при формировании бюджета финансовая роль организаций будет снижаться, а роль граждан расти. "Это антисоциальная тенденция. Формирование бюджета стало не столько источником социальных гарантий, сколько финансовой нагрузкой", — сказала она. Отметив, что расходы на национальную экономику в бюджете снижаются на 8 млрд рублей и роста до 2019 года не предусмотрено, при этом взносы, тарифы, налоги на недвижимость растут, а реальные расходы на соцсферу будут обесцениваться и снижаться, фракция приняла решение не поддерживать бюджет, заключила Регина Илларионова.