Выборгский судостроительный завод построит четыре рыболовных траулера для Архангельского тралового флота за 11 млрд рублей. До конца года верфь рассчитывает получить контракт еще на два рыболовных судна.
ПАО "Выборгский судостроительный завод" (ВСЗ, входит в государственное АО "Объединенная судостроительная корпорация") построит для АО "Архангельский траловый флот" (75% АТФ принадлежит ООО "Вирма" Дмитрия Озерского) четыре рыболовных траулера по проекту ST 116XL, разработанному норвежскими конструкторами из Skipsteknisk AS. Сумма контрактов — 153 млн евро (10,8 млрд рублей).
Первое судно ВСЗ сдаст заказчику в октябре 2018 года, а остальные три — с марта по декабрь 2019 года. Новые контракты позволят ВСЗ увеличить выручку в среднем на 3,6 млрд рублей в год. За прошлый год предприятие заработало 4,8 млрд рублей. При этом убыток составил 1,8 млрд рублей.
В прошлом году ВСЗ заключил контракты на строительство ледоколов для ФГУП "Атомфлот", ООО "Газпромнефть Новый порт" на 360 млн евро. Глава ВСЗ Александр Соловьев рассчитывает получить еще несколько заказов на строительство рыболовных судов и к 2023 году вывести предприятие в прибыль. Возможно, что очередной контракт еще на два таких корабля ВСЗ заключит до конца этого года.
Рыболовы заказывают траулеры российским верфям в ожидании изменения принципов распределения квот на вылов водных биоресурсов по так называемому принципу "квоты под киль". Суть его сводится к тому, что рыболовецкие компании получат право вылавливать определенный объем рыбы за постройку каждого судна на российских верфях и по российскому проекту. В частности, по этой причине российская проектная компания будет переделывать техническую документацию ST 116XL и адаптировать ее к требованиям Российского морского регистра судоходства.
Кроме этого, судостроитель должен непременно использовать изделия российского производства — предполагается, что их максимальная доля от общей стоимости судна достигнет 50%. Пока же заказчики гражданских судов, если строят их в России, предпочитают максимально комплектовать судно импортными двигателями и другим оборудованием, так как российская промышленность либо не производит необходимого оборудования, либо заказчиков не устраивает качество и производительность.
Впрочем, хотя изменения в федеральный закон "О рыболовстве" и внесены, но пока нет нормативных актов, регламентирующих процедуру распределения квот. Ожидается, что ясность появится до конца этого года.
Заказы на суда от одного из крупнейших рыбодобывающих предприятий Камчатки — Рыболовецкого колхоза имени В.И. Ленина — в начале этого года получил калининградский судостроительный завод "Янтарь". Ему предстоит построить три кошельковых траулера-сейнера проекта SK-3101R (разработан норвежской Skipskompetanse AS).
На заказы рыболовов надеется и Северная верфь. В августе этого года "Вирма" и Союз рыболовецких колхозов Архангельской области заключили с Северной верфью договоры о намерениях разместить на верфи заказ на серийное строительство рыбопромысловых судов ярусного способа лова по проекту ST – 155L норвежской компании Skipsteknisk.