Обозреватель Владислав Бачуров задался парадоксальным вопросом: чем нынешний тренер сборной России по футболу Станислав Черчесов похож на Анатолия Папанова.
Ровно 40 лет назад, в 1976 году, футбольные болельщики ходили в кинотеатры поболеть за сборную — в прокат вышел фильм "Одиннадцать надежд". Сборная СССР не играла в 1974 году на чемпионате мира в ФРГ, не пробилась на чемпионат Европы 1976 года в Югославии. Даже поддержка фильма "Одиннадцать надежд" (в самом конце картины наша команда побеждает испанцев) не помогла сборной СССР пробиться ни на чемпионат мира 1978 года в Аргентине, ни на чемпионат Европы 1980 года в Италию (в квалификационной группе с греками, венграми и финнами советская сборная заняла позорное последнее место).
Так что в кино болельщики шли как на стадион. Тем более что тренера сборной СССР играл любимый артист Анатолий Папанов, тренера испанцев — Армен Джигарханян, да и футбольных кадров, как документальных, так и постановочных, было много.
Сам фильм — типичная советская производственная драма: сложные задачи, напутствие руководства, непростые обстоятельства, трудовые конфликты, рабочие будни и радость успеха. Узкоколейка построена, завод запущен, первый трактор сошел с конвейера, первый фонтан нефти забил, все радуются, смеются, все чумазые, все обнимаются. Терпенье и труд все перетрут.
Этот вполне заслуженно забытый фильм я вспомнил только по одной причине. Новому тренеру сборной России Станиславу Черчесову приходится идти дорогами тренера Василия Воронцова (его играет Папанов). Фильм начинается с поражения команды СССР и желания партийного и футбольного руководства создать новую команду. Вот и пошел Воронцов–Папанов подбирать кандидатов: один слишком молод, другой слишком стар, кто–то загулял на вечеринке у друга детства, другой играет в низшей лиге, а у важного игрока сварливая жена. В общем, первым делом — воспитание, а тактика — потом. Не главный тренер сборной, а то ли школьный учитель физкультуры, то ли участковый Анискин.
40 лет прошло, а у Станислава Черчесова проблемы те же.
Дисциплина. Только вместо сельской пьянки — торжественный вынос 500 бутылок шампанского под гимн страны в Монте–Карло. Тут Станислав Саламович воспитательные меры принял, положенный срок наказания к провинившимся выдержал, в сборную любителей шумного веселья вернул.
Возраст. Сергею Игнашевичу — 37, братьям Березуцким — по 34. Через полтора года, к чемпионату мира в России, вряд ли они помогут команде. А Александру Головину только 20, слишком зеленый был летом на чемпионате Европы. Есть время плавно подвести к основе 21–летнего Алексея Миранчука и 22–летнего Романа Зобнина.
Клубы. Костяк сборной Леонида Слуцкого составляли игроки ЦСКА и "Зенита", плюс в чемпионате выходили два спартаковца и два футболиста "Краснодара". У Черчесова география намного шире — и "Ростов", и "Рубин", и "Локомотив", и "Уфа", и "Терек", и московское "Динамо". Пока не появился на поле, но был заявлен на матч против Румынии защитник Георгий Джикия из "Амкара". Уровень. Прямо как в фильме "Одиннадцать надежд" — вызван в сборную (и даже уже вышел в своем первом матче) игрок из низшего дивизиона — из ФНЛ (Кирилл Панченко из московского "Динамо").
Практика. Есть вполне распространенная тренерская позиция — в сборной должны играть футболисты, получающие в клубах игровую практику, а не просиживающие на скамеечке запасных. Здесь опять Черчесов действует как экспериментатор: раз Павел Могилевец не имеет практики в "Зените", посмотрим на него в игре за сборную. В чемпионате России полузащитник в этом сезоне провел на поле всего 21 минуту, в матче сборной вышел в основном составе. Лишь один матч в сезоне вышел в стартовом составе Иван Новосельцев (еще пару раз вышел на замену), но главный тренер сборной игрока не списывает.
И вроде примитивная киномодель, но какие–то аналогии с нынешним положением в сборной провести можно. Может, и с натяжкой, но так это только в песне поется про сказку, которую мы рождены сделать былью. Я не думаю, что кто–то разумный верит в победу нашей сборной на чемпионате мира. Но вполне возможно собрать команду, которая хочет играть в футбол, не боится соперника. За которую не стыдно. И здесь задача тренера — не идти на поводу у стереотипов, что в фильме и показывает Воронцов–Папанов. Тогда, может, и футболисты забегают, как у Хиддинка на Евро 2008 года.