Участники рынка детского отдыха объемом 4,5 млрд рублей ожидают лицензирования лагерей.
Совет Федерации и Министерство образования готовят законопроекты, регулирующие летний отдых в детских лагерях. Суть обоих проектов — введение лицензирования этой деятельности. Если один из этих проектов примут, услуги лагерей будут относиться не к туристическим, как сейчас, а к образовательным. Саму эту идею предприниматели считают позитивной, но сомневаются, что на практике что–то изменится.
Сейчас правовая база работы детских лагерей — это СанПиНы, и проверки никак не затрагивают образовательные программы.
Лицензии и тазики
"Одно из возможных требований получения лицензии — наличие недвижимости, — говорит Валерий Астанчук, владелец и основатель лагеря "Хаглар". — Но важно понимать, что рынок устроен не так, как в советские времена, большинство операторов арендуют недвижимость, собственной у них нет".
Дарья Конт, директор лагеря "Оранжевая планета", добавляет, что проблему с материальной базой могла бы решить замена лицензирования на сертификацию — сертифицировать можно отдельно, например, образовательную программу и преподавательский состав.
Сомневаются и другие предприниматели.
"Лицензирование не решит проблему, пока государство не определит, что именно проверять, — уверена Ольга Михайлова, директор ООО "Тур Арт". — Например, при проверках в этом году государство не спросило у нас документы преподавателей, подтверждения, что они могут работать с детьми, зато выясняли, подписаны ли тазики и хватает ли ковшиков".
Екатерина Чистякова, замдиректора лагеря "Взрослые люди", считает, что для регулирования отрасли нужно отдельное ведомство: сейчас участнику рынка нужно зарегистрироваться в МЧС, Роспотребнадзоре, Госинспекции по маломерным судам, если в программе есть водные походы, проверки и документы друг друга дублируют.
Надежда на лето
После прошлого лета, когда в лагере в Карелии погибли дети, чиновники проявили к рынку детского отдыха пристальное внимание. Спрос на путевки, рассказывают участники рынка, почти не снизился, но по лагерям шли бесконечные проверки. "Их задачей было не улучшить работу лагеря, а найти проблему, — говорит Ольга Заболотская, директор по развитию лагеря "Арт–Личность". — Не уверена, что с лицензиями будет иначе".
Елена Рыженкова, гендиректор портала бронирования incamp.ru, рассказывает, что рынок пока, несмотря на потрясения, чувствует себя спокойно: например, бронирование путевок на лето 2017 года началось уже в сентябре этого года (в 2015 году — в феврале). Средний счет путевки сейчас на 9% ниже, чем год назад, — 20,5 тыс. рублей. В июле он составит около 40 тыс. рублей.
В Ленобласти сейчас около сотни загородных детских лагерей постоянного пребывания, которые зарабатывают около 4,5 млрд рублей в год.
Валерий Астанчук рассказывает, что на рынок негативно действует снижение доходов населения, зато помогает недоступность заграничных поездок. "С продажами зимних и весенних путевок все очень плохо, но зато удалось договориться о снижении цен на аренду с площадками, — говорит он. — Очень надеемся на рост спроса летом".