"ДП" ранжировал районные центры Ленинградской области, оценив их социально-экономическое состояние по пяти параметрам. Это уровень безработицы, средняя зарплата, уровень бюджетной обеспеченности, объем инвестиций на душу населения, а также оборот организаций на душу населения.
В рейтинг попали все 16 районных центров (то есть главные города районов Ленобласти, которые относятся к муниципальным образованиям первого уровня — городским поселениям) и один муниципальный округ — Сосновый Бор.
Уровень благосостояния того или иного райцентра оценивался по пяти параметрам за 2015 год: уровень безработицы, средняя зарплата, уровень бюджетной обеспеченности, объем инвестиций на душу населения, а также оборот организаций на душу населения. По рекомендации специалистов Высшей школы экономики мы оценивали, насколько показатели по городам отличаются от аналогичных среднеобластных показателей, а затем присваивали каждому городу тот или иной условный балл по каждому показателю (при сборе информации использовались данные Росстата, данные районных администраций, а также данные правительства Ленобласти). Попросту говоря, первое место в рейтинге бедности занял город, который получил меньше всего баллов.
Как составлялся рейтинг
Что касается среднеобластных данных, то в Ленобласти уровень безработицы составляет 0,39%. При оценке уровня безработицы 10 баллов получал населенный пункт, где уровень безработицы был наиболее низкий (0,20-0,24%), 5 баллов - 0,4%(среднеобластной), "единицу" — город, где безработица превышала 1%.
Средняя зарплата в Ленобласти составляет 40,6 тыс. рублей. Этому показателю было присвоено 5 баллов, и если зарплата превышала средний показатель по региону, город получал от 5 до 10 баллов. 1 балл получил город с самой низкой зарплатой в 27 тыс. рублей.
Следующий критерий оценки — бюджетная обеспеченность населения. В 2015 году этот показатель в среднем по региону составлял 58,3 тыс. рублей на человека. 1 балл получило поселение с самой низкой бюджетной обеспеченностью (4,5 тыс. рублей на человека), 5 баллов - показатель в 8,8 тыс рублей на человека в год. За 10 баллов брался среднеобластной показатель, до него не "дотянул" ни один райцентр.
Источник: данные "ДП"
Еще один критерий оценки бедности городского поселения — это годовой оборот организаций в расчете на одного жителя. Оборот организаций в в среднем по Ленобласти составил 1 млн рублей на человека. "Единицу" получило поселение с самым низким показателем в 33 тыс. рублей на человека, 5 баллов - город с показателем в 206 тыс. рублей на человека в год. 10 баллов присуждалось городам, где этот показатель составил 1,2 млн рублей.
Пятый критерий оценки — это инвестиции предприятий на человека в год. Среднеобластной показатель за прошлый год составил 63,3 тыс. рублей на человека. 1 балл получали поселения с минимальным объемом инвестиций на человека в год (3,7 тыс. рублей), 5 баллов - поселение с объемом в 50 тыс. рублей на человека в год. 10 баллов получило поселение с максимальным объемом инвестиций (557 тыс. на человека) - Сосновый Бор, где идет строительство замещающего блока ЛАЭС.
Что делать с отстающими
Областные чиновники и эксперты считают, что изменить ситуацию в депрессивных районах можно только за счет развития малого бизнеса, туризма и сельского хозяйства, поскольку крупные промышленные инвесторы туда, скорее всего, не придут. При этом представители правительства Ленобласти сообщают, что меры по поддержке городов в депрессивных районах уже разработаны, но конкретные планы пока не озвучиваются.
"Стратегия развития Ленобласти до 2030 года учитывает неравномерное развитие районов и предлагает комплексные решения по выравниванию жизненного уровня населения. Конечно, не каждый район должен развиваться как промышленный центр. Для таких районов, как Подпорожский, Лодейнопольский, Волосовский, перспективами для развития являются сельское хозяйство, туризм, малый бизнес. На поддержку малого бизнеса, который выступит драйвером развития отдаленных территорий, правительство региона ежегодно выделяет существенные средства. Только на развитие малого предпринимательства в моногородах в 2016 году выделено в муниципальные фонды поддержки свыше 55 млн рублей", — поясняют в пресс-службе правительства Ленобласти.
Евгений Бежин, директор Центра прикладных исследований и разработок НИУ ВШЭ Санкт-Петербург, отмечает, что социально-экономическое развитие муниципальных образований Ленобласти по ряду ключевых показателей (уровень жизни населения, промышленное производство, активность субъектов малого и среднего предпринимательства) неоднородно, что связано с удаленностью отдельных территорий региона от крупных промышленных и потребительских рынков.
"Если принять в качестве индикатора благополучия областных муниципалитетов уровень зарплаты, то значительная часть северо-востока Ленобласти (Приозерский, Сланцевский, Волосовский и Лужский районы и города на их территории) окажутся в зоне, требующей особого внимания со стороны властей. Политика, направленная на обеспечение сбалансированного развития муниципальных образований, региональными властями проводится.
Что же касается отдельных точек роста экономики Ленобласти, то одним из значимых проектов является развитие Пикалево. Обновленная программа развития моногорода предполагает, что за счет запуска ряда новых инвестпроектов в экономике города к 2030 году будет создано дополнительно более 1,5 тыс. рабочих мест. В других муниципальных образованиях региона, относящихся к условной категории депрессивных, также реализуются мероприятия по развитию инвестиционной инфраструктуры, совершенствованию предпринимательского климата", — говорит он.
Редакция "ДП" планирует продолжить составление рейтинга бедных и богатых городов Ленобласти и в следующем году.