В Петербург выходит "Светофор" — одна из немногих российских сетей, которая работает в формате жесткого дискаунтера в классическом его понимании.
Сеть красноярских магазинов "Светофор" начала экспансию на Северо-Западе. В этом году компания вышла сразу в несколько городов региона, открыв девять магазинов в Карелии, Республике Коми, Вологде, Пскове и Ленобласти.
"В Петербурге и Ленобласти могут быть открыты несколько десятков розничных магазинов", — говорит Владимир Гушан, директор по развитию сети "Светофор" в Петербурге и Ленобласти. По его словам, сейчас идет активный поиск помещений в аренду. Кстати, в Пестово и в Лодейном Поле "Светофоры" работают в помещениях, которые раньше занимала сеть "Метрика".
"Светофор" — одна из наиболее активно растущих сетей. По данным компании, сеть насчитывает уже свыше 800 магазинов в 48 регионах России, а в планах — довести сеть до 1,8 тыс. торговых точек к концу 2017 года. Годовой оборот ретейлера превышает 40 млрд рублей.
При этом сеть вышла на рынок менее 10 лет назад, в 2009 году. По данным СПАРК, ряд юрлиц компании принадлежит Валентине Шнайдер и ее семье. В Петербурге ООО "Торгсервис 78" было зарегистрировано в прошлом году.
На Северо-Западе сеть развивается в формате супермаркета самообслуживания с низкими ценами. Площадь торгового зала в данном формате составляет 800-1200 м2, ассортимент — 1,5-2 тыс. наименований.
"Светофор" — одна из немногих российских сетей, которая работает в формате жесткого дискаунтера в классическом его понимании. Торговая точка представляет собой розничный магазин-склад, в котором продукты и непродовольственный ассортимент продаются с минимальной торговой наценкой. Цель торговой сети — установить цены на 20% ниже среднерыночных за счет работы напрямую с производителями, жесткого контроля над затратами и минимальной торговой надбавки.
Компания прославилась тем, что кроме невысоких цен устанавливала лимит на покупки в 300 рублей — меньше этой суммы в магазинах "Светофор" в некоторых городах нельзя было потратить. Оригинальный ход не оценили в Роспотребнадзоре, ведомство неоднократно штрафовало ретейлера за ущемление прав покупателей.
Шансы на успех на петербургском рынке у игрока есть. Хотя конкуренция в СЗФО велика, так как в Петербурге проникновение современных форматов торговли составляет 80%, но дискаунтеры — второй по масштабу канал продаж после гипермаркетов и доля его растет, следует из данных исследования ГФК "Русь". Доля гипермаркетов снизилась за последний год с 34% до 33%, а доля дискаунтеров выросла с 25% до 26%, подсчитали аналитики компании.
Потребители стали гораздо отзывчивее к низким ценам, единодушны торговые сети. Как говорится в исследовании PwC "Затяжной спад в экономике", 14% опрошенных стали совершать покупки в более дешевых магазинах, больше товаров покупать по акциям и скидкам стали 24% (годом ранее так поступало только 14% опрошенных).
В Петербурге формат настоящего дискаунтера представлен пока только микросетями вроде "Технолога" и такими проектами, как универсам "Народный" и сеть "Оптоклуб "Ряды". "Во время кризиса цена — главный фактор для покупателей, за ней в порядке убывания идут качество, ассортимент и сервис", — говорит генеральный директор сети "Оптоклуб "Ряды" Елена Стрельцова. Чтобы предложить цены на 20% ниже рынка, новому игроку придется работать "в ноль", а с учетом того, что помещения находятся в аренде, то, возможно, и в минус, отмечает эксперт. По ее словам, у гипермаркетов и супермаркетов маржа составляет примерно 20%.
"Теоретически разница в ценах на 20% реальна, бизнес-модель "Оптоклуба "Ряды" позволяет делать это за счет экономии на ассортименте и выкладке, персонале, а также аренде: помещения сети находятся в собственности", — объясняет Елена Стрельцова.