Согласен ли бизнес на пересмотр налогов раз в 5 лет. Комментарий

 

В 2019 году в налоговую систему будут внесены изменения, сообщил Владимир Путин в ходе своего послания Федеральному собранию.
Он отметил, что решение 2014 года (не повышать налоги в течение 5 лет) будет выполнено, однако уже в 2017- м должен начаться пересмотр нынешней системы, чтобы к 2019-му изменения вступили в силу. Президент сказал, что главной целью реформ будет «стимулирование деловой активности». Ранее представители экономических министерств выступали с разными предложениями о росте тех или иных налогов, в том числе о повышении НДС и введении прогрессивной шкалы НДФЛ .
Бизнесу, действительно, нужны стабильность и предсказуемость налоговой системы. Но о ее стабильности можно будет говорить в том случае, если бизнес за 2 года будет точно знать, что именно поменяется и как именно будут работать новые механизмы.
Сейчас практика следующая. Выходит какой-нибудь федеральный закон, который вступает в силу, условно говоря, с 1 января. С ним вместе должны быть выпущены подзаконные нормативные акты, но их нет. И появляются они только в момент вступления нового закона в силу.
Правила игры должны быть обозначены заранее и конкретно. Недостаточно сказать, что раз в 5 лет будут изменения, неизвестно какие. Чтобы бизнес мог стратегически планировать свое развитие, нужно время. Если речь идет о поправках, которые вступят в силу в 2019 году, то ставки и порядок администрирования должны быть известны к концу следующего года.
Что касается конкретных налогов, то больше всего бизнесу бы не хотелось, чтобы повышались налог на прибыль и социальные платежи. Особенно если учитывать, что в нашей стране по-прежнему существует НДС, наличие которого, вообще говоря, не всегда оправдано.
Сейчас низкий уровень налогов для бизнеса — одно из конкурентных преимуществ России, особенно на фоне расходов на неналоговые платежи, связанных с несовершенством различных процедур (так называемые «административные барьеры»). Ведение бизнеса у нас дорогое, но это компенсируется низкими налогами. Следовательно, повышать налоги нужно только после того, как будут снижены затраты на все эти «сопутствующие» процедуры.
Мария Чернобровкина — исполнительный директор петербургского отделения Американской торговой палаты