Как прошла "Биржа стартапов" №23

Автор фото: Валентин Беликов

Электронная приманка для рыбы, вертикальный пресс для мусора, аппарат для мгновенной разморозки рыбных блоков - эти и другие проекты увидели на ноябрьской, 23-й по счету, "Бирже стартапов" инвесторы. Четыре из шести проектов заинтересовали жюри и получили приглашение на встречу.

Два "рыбных" проекта, два "пищевых", один автомобильный и один "мусорный" - такие стартапы увидели инвесторы на "Бирже стартапов" в ноябре, которая по традиции прошла в ресторане "Rыба". Среди членов жюри в этот раз были Алексей Фурсов, Игорь Водопьянов, Вячеслав Семененко, Виталий Млынчик, Михаил Раяк и другие. Безоговорочным победителем "Биржи" в этот раз стал проект Fismagnet Олега Николаева - российский производитель рыболовной продукции представил жюри свою инновационную разработку электронной приманки, которая привлекает рыб к месту ловли светом, звуком и вибрацией.
Среди 11 членов жюри оказалось немало рыбаков, по достоинству оценивших продукт, например, директор ГК "Фаст Лейн" в России и СНГ Владимир Княжицкий и Вячеслав Семененко, совладелец ОАО «КБ высотных и подземных сооружений». Впрочем, и те инвесторы, которые не любят рыбачить, не смогли остаться равнодушными к перспективному стартапу, который уже продает свою продукцию не только в России, но и в Европе. Проект набрал максимальное количество баллов с точки зрения инвестиционной привлекательности, а директор по развитию ПАО Банк "Санкт-Петербург" Михаил Гаврилов пообещал порекомендовать проект профильным инвесторам из числа своих знакомых.
Два проекта из шести были приглашены в заочный акселератор ФРИИ, еще три присутствующий на "Бирже стартапов" советник председателя Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Эльгиза Качаева пригласил для беседы и пристальной экспертизы со стороны специалистов Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия. Представитель ПАО "Банк "Санкт-Петербург" также пригласил еще один проект для обсуждения экономической составляющей возможного использования банком продукции стартапа.
Федеральная сеть для продажи авто
Ноябрьская "Биржа стартапов" началась с презентации проекта Turbodealer. Его создатель Дмитрий Безнасюк, экс-владелец компании "Эмпрана" (оборот компании на момент выхода Дмитрия из нее в 2013 году - 100 млн рублей), рассказал инвесторам о своем новом сервисе, которая увеличивает продажи в автосалонах и в 2 раза сокращает срок продажи авто для частных клиентов.
"Для обычного пользователя Turbodealer реализован как единый интерфейс управлениями всеми существующими для продажи авто порталами, который позволяет размещать и изменять свое объявление о продаже, анализируя обратную связь на него, - объяснил Дмитрий Безнасюк. - Для автосалонов наш сервис - это сложная CRM-система, которая позволяет автоматически размещает объявления на десятках специализированных сайтов, продающих авто, записывает входящие звонки, собирает статистику и аналитику для отдела продаж, автоматически уведомляет клиентов об акциях и скидках автосалона, распределяет между менеджерами пропущенные звонки". Схема монетизации у проекта такая: автосалон платит абонентскую плату в месяц, частный клиент платит разово - за использование сервиса и размещение объявления. Детали проекта можно узнать здесь.
В проект уже вложено 28 млн рублей, это в том числе деньги инвесторов (долю в проекте имеет ФРИИ и частный инвестор). Всего за 2 года существования Turbodealer привлекал инвестиции 4 раза. Сейчас команда ищет 11 млн рублей, готова отдать инвестору 10% компании: деньги пойдут на усиление отдела продаж и техническую доработку продукта. Объем продаж за 2016 год компании (по октябрь включительно) составил 8,6 млн рублей. У проекта уже есть предварительная договоренность с потенциальным инвестором, поэтому стартап ищет бизнес-ангела, который может рассмотреть совместное финансирование ближайшего транша.
Николай Страх, представитель Фонда развития интернет-инициатив в Петербурге, рассказал, что ФРИИ инвестировал в проект прежде всего потому, что у стартапа очень сильная команда: "Она идеально знает своего клиента, понимает, как на нем заработать и через какие каналы привлечь". Инвесторы отметили высокое качество технической реализации (стартап получил менторскую поддержку от Microsoft).
«Рынок заполнен проектами по реализации автомобилей: выиграть здесь помогут только предпринимательские качества и профессионализм команды и серьезные вложения на старте. В данном случае оба фактора присутствуют», - поддержал коллегу генеральный директор АО «Технопарк Санкт-Петербурга» Андрей Соколов.
«Мне очень не нравятся компании, которые смешивают B2C- и B2B-рынки, потому что нельзя одновременно хорошо продавать продукт и на рынке, и другим компаниям: это очень редкие истории успеха, для этого нужны суперспособности, - высказал общее замечание жюри к проекту директор по развитию ПАО "Банк "Санкт-Петербург" Михаил Гаврилов.
"Важно, что стартап, находясь на весьма сложном рынке, продолжает рост, - ответил на это Николай Страх. - Хочу отметить, что команда с момента инвестирования проверила множество продуктовых и бизнес-гипотез, накопила опыт работы с автодилерами и крупными отраслевыми игроками".
Разделяй и продавай
Затем на суд экспертов "Биржи стартапов" вышел Николай Бабин с проектом IceCrusher. "Это малое инновационное предприятие, созданное при поддержке университета ИТМО, задача которого - выводить на рынок новейшие разработки в области пищевой промышленности", - с таких слов предприниматель начал свое выступление. Он рассказал о разработанном командой стартапа оборудовании для разделения рыбного блока без разморозки за счет использования электрогидроудара. По словам Николая, такая технология позволяет увеличить производительность цеха до 5 раз и сократить потерю продукта (в том числе сока) до 0,5%.
"Представьте, что вы мои клиенты и владеете рыбокомбинатами. У вас есть такая проблема: каждый день к вам приезжает 10-15 тонн мороженой рыбы, - обратился к инвесторам Николай. - Чтобы продать ее, рыбу необходимо разморозить, что в среднем занимает у вас 24 часа. При этом вы теряете около 10% от веса продукта - довольно существенная сумма - и теряете в качестве продукта. В месяц вы, как директор рыбокомбината, теряете на этом около 5 млн рублей".
С помощью технологии, которую придумала команда во главе с Николаем, работающим в пищевой промышленности уже 6 лет, разморозка 12 кг рыбы проходит за 5 минут. Самая быстрая технология из существующих позволяет сократить обычный 24-часовой механизм разморозки только до 2 часов. Сейчас стартап создает промышленный образец, уже договорился с 24 рыбокомбинатами о поставках оборудования, прошел акселерацию в iDealMachine, получил грант фонда содействия инновациям и ищет 10 млн рублей. Инвестору создатель IceCrusher готов предложить 15% компании. Детали проекта здесь.
"Этому проекту надо чуть-чуть изменить подачу. Но продажи у них есть, и своих инвесторов они найдут, - заявил генеральный директор АО "Технопарк Санкт-Петербурга" Андрей Соколов. - Это интересное технологическое решение, которое его создатели искусственно "заперли" в нише рыбоперерабатывающих заводов, хотя такая же проблематика существует и в других сегментах пищевой промышленности".
"Единственное, что заслуживает внимание", - особо отметил проект Алексей Фурсов и предложил создателям стартапа вдохновиться Apple и рассчитывать не на узкий рынок рыбопереработки, а смотреть шире и целиться на массовый - размораживать, например, фрукты и овощи. "В наших планах - прийти с разработкой к владельцам мясных производств", - ответил президент "Евразия Холдинг" Николай Бабин.
Мусор на продажу
Единственной девушкой среди участников "Биржи стартапов" оказалась Татьяна Волчегорская, представитель проекта Walle, который вызвал бурное обсуждение у жюри. Российский производитель вертикальных прессов для утилизации картона, бумаги, ПЭТ-бутылок предложил 20% компании в обмен на инвестиции, которые позволят обеспечить бесперебойное производство прессов и помогут проекту получить международную сертификацию на свою продукцию.
Проект стартовал 7 месяцев назад. Целевая аудитория Walle - магазины, управляющие компании, HoReCa, типографии и производственные компании. У основателей проекта есть другие бизнесы в строительстве, производстве, теплоэнергетике (суммарный оборот 50 млн рублей в год). В проект вложено 1,5 млн рублей, запущено производство. "Прессы для мусора пользуются большим спросом, мы предлагает машину, цена которой значительно ниже основных рыночных предложений", - обратилась к инвесторам представитель проекта. Детали стартапа можно узнать тут.
Команда уже может похвастаться первыми продажами прессов и планирует обойти основных поставщиков прессов (считается, что их четыре, а всего компаний около 10). "Сегодня почти все вертикальные прессы в России - импортные, мы хотим изменить эту ситуацию", - заметила Татьяна. Компетенции команды полностью закрывают потребности стартапа.
К проекту есть интерес со стороны международного рынка, ведутся переговоры с Финляндией. "Я специально отправил эсэмэску своему сотруднику и спросил, какова судьба макулатуры, которая в больших объемах производится в наших бизнес-центрах, - остановил презентацию Walle Игорь Водопьянов. - Он рассказал следующее: бумагу отсортировывают и бесплатно забирают - за бумагу платить никто не будет, отметил он". "Надо просто знать места, где ее покупают", - парировала Татьяна.
"Идея Walle актуальна. На самом деле сейчас почти все предприятия, которые производят мусор, начали задумываться об экономических вопросах, связанных  с ним, - вступился Вячеслав Семененко. - Проект звучит хорошо: есть небольшой пресс, который занимает мало места и упаковывает мусор. Отличный бизнес. У меня проектная организация в тысячу человек".
"Идея хорошая, пользуется спросом. Но почему вы не обратились к венчурному фонду по поддержке малого бизнеса и в фонд поддержки правительства? Сумму, которую вы просите, спокойно можно получить и там, и там. Эти фонды достаточно легко дают деньги", - резонно заметил Михаил Раяк.
"Если есть пара лет лишних, можно пойти по этому пути", - ответил Игорь Водопьянов.
"Я бы на месте ребят продавал не машину, а комплексную услугу по решению проблем с мусором: вот вам пресс, и за 6 месяцев вы спокойно вернете эти деньги мне назад. Тогда четыре станка будут продаваться не в месяц, а в час. И клиентов будет море, в совершенно разных сферах", - ответил ему Алексей Фурсов. "Небольшой ресторанчик за 5 месяцев окупает покупку такого пресса", - согласилась Татьяна. "Это пример того, как не делать презентацию: проблема с мусором есть, интересный продукт есть, а решения нет. Возможно, вам следует заново пересмотреть бизнес-модель и продавать, правда, не прессы, а сервис по утилизации и вывозу мусора", - обратился к девушке Андрей Соколов.
"Я коллег спросил по поводу прессов и нашего мусора. Если в прессах действительно есть экономический эффект, я с удовольствием приглашу Татьяну приехать к нам в банк и детально рассказать про него. Но пока мы будем думать", - сказал Михаил Гаврилов.
Еда до самого порога
Затем жюри выслушали презентацию стартапа Good Product, который стартовал в этому году. Один из его создателей - Олег Новиков - показал экспертам сервис доставки продуктов, который реализован как онлайн-платформа по доставке продуктов с выбором нужного магазина с теми же ценами, как и в магазине. В партнерах проекта уже есть «Оптоклуб Ряды», Metro и ряд других магазинов. В команде - экс главный логист "Два Берега" и "Партия еды".
Силами команды уже доставлено 68 заказов в Петербурге. Впоследствии проект планиирует развиваться по системе Outpost, что предполагает создание собственных складов с продукцией в каждом районе города. У стартапа много конкурентов, однако сказать, что рынок занят, нельзя, он находится на сталии формирования. Good Product ищет 10 млн рублей на развитие, готов отдать инвестору 15-25%. В менторах проекта - управлящий акселератора ИТМО Future Technologies Алексей Соломатин. Подробности проекта здесь.
У инвесторов было очень много вопросов к проекту. Один из них озвучил Андрей Соколов: "Стартап заявил, что решает проблему доставки продуктов по минимальной цене, однако не смог объяснить экономику проекта". "Про Good product скажу так: мне очень понравились предпринимательские качества молодого человека, который делает этот продукт, и я уверен, что шишек он набьет на этом продукте столько, что мама не горюй. И следующий, и через следующий, и через-через следующий – все эти проекты дадут ему много опыта, и в конце концов его продукт, возможно, будет интересен, но пока там нет бизнеса вообще никакого", - отметил Михаил Гаврилов.
Заказ на заказ
Затем свой стартап One moment презентовал Сергей Гостев. Это сервис предзаказа и оплаты в ресторанах, кофейнях, сетях быстрого питания. У создателей уже есть бизнесы в этой сфере (в том числе компания «Порцион»). Продукт готов к внедрению, сейчас команда ищет 15 млн рублей для развития и масштабирования, готовы отдать за инвестиции 30% компании. Подробнее о проекте можно узнать здесь.
Деньги нужны, чтобы осуществить интеграцию с кассами ресторанов и кофеен для наиболее эффективного запуска. Переговоры с ресторанами уже проведены, есть известные в Петербурге партнеры, которые готовы рекламировать своим гостям новую услугу (приложения для каждого места отдельное плюс одно приложение-интегратор). Ведущий разработчик кассового ПО в стартапе работал в UCS, R-keeper, технический директор имеет 12-летний опыт в мобильной разработке.
Несмотря на то что сервисы предзаказов во всем мире набирают популярность, инвесторы увидели только слабые стороны проекта и не поверили в его инвестиционную привлекательность,чтобы разобраться с ней, представитель ФРИИ предложил проанализировать бизнес-модель проекта в рамках заочного акселератора при фонде.
"За последний месяц я сталкиваюсь раз пятый с разными приложениями, которые нацелены на работу с сетью кафе, ресторанов, лояльностью и всякими такими вещами. Я не понимаю, откуда эта инфекция появилась и откуда желание у всех стартапить в этом направлении, - признался Виталий Млынчик. - На мой взгляд, распространение себя - работа самих сетевых организаций. А мне втюхивают и втюхивают: скачай приложение такое, скачай приложение другое. Не хочу! Ищите другие идеи".
"Презентации One moment и Good Product вызвали дежавю – в "Ингрии" находятся два проекта, которые решают проблемы доставки и предзаказа, - отметил Андрей Соколов. Только они делают это гораздо изящнее с точки зрения как бизнес-модели, так и маркетинга, поэтому рекомендую проектам не становиться заложниками одной идеи, даже востребованной рынком, если тебя уже опередили".
"Сейчас существует вообще какая-то ресторанная лихорадка, все хотят быть рестораторами. Хотя в бизнесе, который уже давно не сверхприбыльный, прибыль приносит один из ста ресторанов. Каждый день открывается новый ресторан, а успешен один из ста. Остальные в лучшем случае работают в ноль и всяко не смогут покупать приложения и платить абонентскую плату", - заметил президент "Евразия Холдинг".
"Ребята, которые просят нас вложить деньги, не продумывают свой следующий шаг. Но за ними идут крупные игроки, скорость изменений ужасная, надо всегда смотреть за горизонт. Если "Евразия" быстро создаст похожее приложение, что будет делать стартап? Возможно, One moment должен сделать свои ошибки, чтобы следующий проект был успешнее", - резюмировал Вячеслав Семененко.
Рыба моей мечты
"Биржа стартапов" завершилась блестящим выступлением проекта Fishmagnet - именно он, по общему признанию жюри, стал самым привлекательным с точки зрения инвестиций проектом. Олег Николаев, создатель проекта, занимается инновационными разработками рыболовной продукции и ее производством. Так, приманка, представленная на мероприятии, генерирует три типа сигналов (свет, звук и вибрацию) и таким образом привлекает рыбу к месту ловли. Суть проекта - продвижение на европейском рынке инновационной продукции для рыбалки, разработанной в России.
Продукция компании продается в настоящее время в России и Европе, есть интерес со стороны США и Канады. Имеются все сертификаты и патенты. Оборот компании более 60 млн рублей в год сейчас (до кризиса - 120 млн рублей). Сейчас проект ищет 13 млн рублей, чтобы усилить свои позиции на международном рынке, куда компания вышла в 2015 году. Инвестору предлагается 20% в финской компании, от лица которой приманки продаются в Европе. Детали проекта можно узнать здесь.
Команда разработала целый ряд инновационных продуктов для рыбной ловли, большинство из них подходят как для летней, так и для зимней рыбалки, все экологически безопасны: это электронная зимняя удочка Fishmagnet-2, электронный сигнализатор поклевки Fishmagnet-2, электронная блесна Fishmagnet-2, электронные мормышки. В устройствах применены научно обоснованные принципы влияния различных сигналов на органы чувств обитателей водоемов.
У компании есть эксклюзивные договоры с производителями инновационной продукции в России на распространение их продукции в Европе под российским брендом, сайты и рекламная продукция на английском, немецком, французском, испанском, итальянском, финском, шведском и русском языках, с помощью которых осуществляются розничные продажи. А также в распоряжении компании маркетинговые исследования Университета Финляндии – пути продвижения электронной рыболовной продукции в Европе.
"Мне очень понравилась приманка для рыб, это прекрасная история, готовый и интересный бизнес. Единственный минус в том, что европейское законодательство постоянно ужесточается. И когда-нибудь, возможно, использование электронных средств для ловли рыбы будет ограничено: все борются за права рыб", - обратился к проекту генеральный директор ГК "Фаст Лейн".
"Я, конечно, не рыбак, но история с прибором для рыбы мне понравилась, так как это действительно оригинально, не какое-то сто первое приложение для ресторанов", - отметил Алексей Фурсов.
"Продукт прекрасен, единственное, что, как во всем нашем российском, тут страдает дизайн, - отметил Андрей Соколов. - Я порекомендовал бы создателю обратиться к нормальному промышленному дизайну и доработать продукцию. Я видел американский отдаленно похожий на ваш продукт, и там были такие же, связанные с дизайном вопросы, но они в результате были доработаны, и продажи, как следствие, выросли. Так как в Европе такой продукции нет, перед вами большой рынок, молодцы, что уже осваиваете его".
"Поскольку я рыбак, я понимаю, что ваша продукция актуальна, но я почему-то не видел ее в наших магазинах, куда я хожу", - отметил Вячеслав Семененко. После перечисления магазинов выяснилось, что Fismagnet есть среди товаров озвученных магазинов. "Значит, разберитесь, почему она стоит не на самых видных местах, – продукция уникальна и должна быть на виду", - отметил миллиардер.
Одна болезнь на всех
"У IT-проектов одна и та же болезнь, - резюмировал Николай Страх. - Несмотря на то что у коллег присутствует запрос на привлечение инвестиции, у команд отсутствуют даже базовые показатели, на основании которых можно делать выводы об инвестиционной привлекательности. Расчет рынка зачастую не выдерживает абсолютно никакой критики. Проекты начинают с того, что у них есть хорошее технологическое решение, но совершенно не делают фокус на экспертизе команды. Поэтому приглашаю One moment и Good Product в наш заочный акселератор, чтобы показать стартапам, как следует пересмотреть свою бизнес-модель".
"Все проекты, за исключением последнего, болеют одним и тем же - нет подтвержденных гипотез. Это особенно удивительно, в виду того что некоторые проекты заявили, что прошли акселератор. Нет подтвержденных гипотез - нечего обсуждать", - раскритиковал проекты Михаил Раяк.
"Молодые дарования часто охватывают общие фобии, - заметил Игорь Водопьянов. - Одно время мне все время звонили и предлагали оптимизировать электричество в бизнес-центрах. Причем это было в десяти заходах. Потом было другое - мне постоянно звонили и предлагали убирать бизнес-центры. Затем предлагали построить сеть ручных автомоек. И вот они звонят и звонят, а потом вдруг все затихает: звонки перестают раздаваться. Сидишь и ждешь, когда следующее повальное увлечение начнется. Сейчас, мне кажется, нужно немного подождать - и стартаперы перестанут хотеть развозить еду. Такая же история с приложениями для заказа еды. В какой-то момент они поймут, что там нет денег. Но сейчас им это не объяснить, надо, чтобы они сами поняли, но для этого нужно время. Будем ждать".
"Момент, который стоит отметить про ноябрьскую "Биржу", - присутствие проектов, которые предлагают реализуемые решения для промышленного сектора. Возможно, что они постучались не в те двери - скорее они получат финансирование городского фонда поддержки промышленности, чем венчурных инвесторов", - отметил Андрей Соколов. "Я бы пригласил пообщаться с экспертами венчурного фонда при комитете три проекта: Fishmagnet, Walle и IceCrusher", - подхватил мысль коллеги советник Эльгиза Качаева Александр Ружинский.
В жюри ноябрьской "Биржи стартапов" были:
  1. Алексей Васильевич Фурсов, президент "Евразия Холдинг"
  2. Игорь Михайлович Водопьянов, управляющий партнер УК "Теорема"
  3. Михаил Гаврилов, директор по развитию ПАО "Банк "Санкт-Петербург"
  4. Вячеслав Васильевич Семененко, совладелец ОАО "КБ высотных и подземных сооружений"
  5. Виталий Иванович Млынчик, президент группы компаний Quadro Electric
  6. Николай Олегович Страх, представитель Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ)
  7. Андрей Александрович Соколов, генеральный директор АО "Технопарк Санкт-Петербурга",
  8. Михаил Раяк, заместитель директора Фонда поддержки промышленности, директор Технопарка "Политехнический"
  9. Владимир Владиславович Княжицкий, член Ассоциации бизнес-ангелов, генеральный директор ГК "Фаст Лейн" в России и СНГ
  10. Александр Сергеевич Ружинский, советник председателя Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка
  11. Максим Васюков, главный редактор газеты "Деловой Петербург".
  12. Дмитрий Грозный, исполнительный редактор газеты "Деловой Петербург"

Следующая "Биржа стартапов" пройдет 20 декабря. Получить обратную связь от экспертов и бизнес-ангелов, познакомиться с инвесторами и, возможно, услышать заветное "да" можно будет, подав заявку на участие в проекте. Для этого нужно написать письмо на startup@dp.ru и рассказать о себе. Заявки принимаются до 12 октября. Предпоказ "Биржи стартапов" состоится 14 октября в редакции "ДП".