Обозреватель Владислав Бачуров посвятил свою колонку футболу, вернее тому, что от него осталось после декабрьского замерзания.
На белом поле не сразу замечаешь игроков в белой форме. Футболки с длинными рукавами, на руках перчатки, на головах повязки. Пар изо рта. Игрокам холодно. Тяжело играть в Самаре в снегу. И в Томске в минус 16. На лицах футболистов мало улыбок.
Но жалости к ним из–за низкой температуры нет. В это время полон народа каток в Новой Голландии, мальчишки катают шайбу на открытых хоккейных площадках — им весело. Вот только профессиональным футболистам не до смеха. Нескладно переступая с ногу на ногу, таким образом покачиваясь, изображая бег, футболисты неторопливо перепасовываются в центре поля. Легко оступиться и потерять равновесие. Поле скользкое и жесткое. Не хочется получить травму, когда уже взяты билеты в отпуск — в Объединенные Арабские Эмираты. А потом сборы в Турции и Испании. А тут приходится бегать балансируя, пытаясь сохранить равновесие.
На трибунах сидят укутавшиеся болельщики, похожие на рыбаков подледного лова по экипировке (рыбаки в несколько лучшем положении — у них во фляжке есть горячительная вода), а на фанатских трибунах — бойцы с оголенными торсами, которые пришли на футбол показать накачанные мышцы и прокричать несколько нецензурных кричалок. Это называется перформанс.
Но вот беда — не очень–то любят болельщики ходить на футбол в холодную погоду. На последний в этом сезоне домашний матч ЦСКА на новый стадион пришли всего 7 тыс. человек, что порадовало руководство клуба, построившего стадион на 30 тыс. зрителей, — ведь на предыдущий матч против "Оренбурга" стадион заполнился лишь на шестую часть — 5 тыс. Лидер чемпионата "Спартак" на матч с "Рубином" собрал полстадиона. Прекрасно играющий "Амкар" раскатал дома "Оренбург" 3:0, но зрителей негусто — 4 тыс. Чуть больше тысячи на каждый гол. "Уфа" — "Томь" — 3 тыс. "Урал" — "Ростов" — чуть больше 2 тыс. В Самару приехал лидер — "Спартак", "Крылья", до этого крупно выигравшие матч на покрытом снегом поле и поймавшие кураж, громят москвичей, но на трибунах — 7 тыс. осчастливленных. В прошлом году на стадион на матч со "Спартаком" пришло в 3 раза больше.
Даже "Зенит" в последнем матче года с "Уфой" не добрал до 16 тыс. Так что если когда–нибудь и достроят стадион на Крестовском, он в последних матчах года вряд ли будет заполнен даже на четверть.
Столько говорили о переходе на "осень — весна" с перечислением плюсов, но плюсов нет. Чтобы зимний перерыв (между кругами чемпионата) не выглядел длиннее летнего окна (между чемпионатами), стали принудительно зимний перерыв сокращать. Но болельщики зимой могут и подождать, на хоккей сходить, 2 недели ничего не решают, ведь раньше уже в ноябре заканчивали играть.
Возможно, лучшим способом перехода было формально поменять круги местами и не пытаться пыжиться играть зимой, когда этот футбол никому не нужен: ни клубам, ни стадионам, ни игрокам, ни болельщикам. Даже арбитрам, похоже, судить такой футбол радости не приносит, поэтому они в последних турах перестали обращать внимание на откровенную грубость.
Устали даже тренеры, которые по полю в мороз не бегают. Они просто устали. Говорят, что Леонид Слуцкий может получить предложение от клуба из–за границы. Что ж, он не стал ждать и сам ушел в отставку.