Оппозиционер Алексей Навальный официально объявил об участии в президентских выборах — 2018 и приступил к составлению базы сторонников. Он неизбежно нарвется на подозрения в спектакле, но других противостояний все равно нет.
Под выдвижение Алексея Навального создан специальный сайт кандидата с биографией, программой и призывом подписываться. То есть до сбора подписей, конечно, еще далеко, но, как пишет Навальный, у него будет на это всего несколько недель, поэтому каждый может оставить свои данные заранее. Одновременно можно поставить галочку и записаться в волонтеры.
В соцсетях уже появляются баннеры: "Я, имярек, поставлю подпись за выдвижение Алексея Навального в президенты России". Потенциальный кандидат начал кампанию с составления базы добровольцев-сторонников, и технологически это важно: ни один из ранее известных кандидатов в президенты России никогда таким не занимался, хотя, скажем, в США этот шаг делается просто по умолчанию. Еще на выборах мэра Москвы Алексей Навальный применял многие западные фишки, и наверняка его президентская кампания тоже будет основана на западном опыте. Даже настолько ранний старт кампании — он тоже оттуда, в России путинской эпохи так делать не принято.
Выдвижение Навального неудивительно — другого такого кандидата у оппозиции просто нет. Есть лидер "Яблока" Григорий Явлинский, давно объявивший о своем участии, но Явлинский всегда был сам по себе; что касается разношерстных отрядов демократической оппозиции, то у них после бурных дебатов и ссор все равно вряд ли бы оставался какой-то другой выбор — какой-нибудь экзотический вариант вроде Владимира Буковского — 2008 уже вряд ли применили бы второй раз. В 2012 году для участия в выборах требовалось сдать 2 млн подписей (поэтому непарламентская оппозиция никого и выставлять не стала), затем по инициативе Дмитрия Медведева это количество сократили до 300 тыс. для самовыдвиженцев и до 100 тыс. для кандидатов от партий.
Единственной сложностью остается сама возможность участия в выборах. Дело Кировлеса перечеркивало эту возможность — хотя мы помним, как 3 года назад приговор отменили, чтобы дать Алексею Навальному возможность принять участие в выборах столичного мэра, и лишь потом вынесли заново, — но ЕСПЧ, как известно, приговор отменил. Дело слушается сейчас во второй раз, и каким будет новый приговор, большой вопрос. "Люди, пораженные в правах, по нашему законодательству не могут участвовать в президентских выборах", — скромно прокомментировал ситуацию несколько дней назад пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, но это значит только то, что значит. Запретит суд — не сможет участвовать, не запретит — сможет, все же просто.
Если с делом Кировлеса что-то опять случится и запрещающего приговора не будет, неизбежно начнутся разговоры о том, что Кремль специально дает Алексею Навальному возможность поучаствовать, чтобы показательно его победить. В силах Кремля — кому бы ни приписывалась тайная поддержка Навального — выстроить любую конфигурацию, и в итоге она все равно сложится в его пользу; даже если Алексей Навальный, наподобие Дональда Трампа, внезапно победит, все равно скажут, что это зачем-то запланировал Владимир Путин.
Без подозрений не обойдется, но ничего не изменится: противостояние Путина с Навальным — это единственное противостояние, которое можно сегодня представить в России, и даже если это Путин решит, что пора ему вступить в нормальное соперничество с нормальным оппонентом (по крайней мере таким, которого не воспринимают как заведомого петрушку), никаких других противостояний для 2018 года ни у оппозиции, ни у Путина все равно нет.
Остается следить за ходом судебного процесса — суд в России устроен так, что любое его решение будет воспринято как политический сигнал из администрации президента. Приметы того, что выборы-2018 пройдут не совсем привычно, есть — лидер "Справедливой России" Сергей Миронов уже заявлял, например, что не собирается выдвигать свою кандидатуру. Его примеру могут последовать и Геннадий Зюганов с Владимиром Жириновским, ничего удивительно, так было в 2004-м.
Не факт, конечно, что на выборах останутся только Путин и Навальный — там вполне может найтись место и еще для одной-двух интересных фигур. В конце концов, объявление о выдвижении может быть для Навального просто инструментом для того, чтобы заострить политизацию еще не закончившегося суда.