Как школьников в разных странах мира учат противостоять коррупции

Автор фото: Коньков Сергей

Минобрнауки планирует научить школьников основам антикоррупционного поведения. Как именно будет выглядеть обучение, пока неясно, но если в ведомстве, как и предписывалось, изучили зарубежный опыт, то учащихся могут ждать одни из самых скучных уроков и "антикоррупционный барометр".

Немного запоздав ко Дню борьбы с коррупцией, Министерство образования и науки России сделало свой вклад в противодействие этой напасти и вынесло на общественное обсуждение новую версию образовательного стандарта средней школы, где среди прочего прописано формирование у учащихся антикоррупционного поведения.
Внесение изменений в школьное образование — часть Программы по антикоррупционному просвещению, утвержденной еще в 2014 году. В соответствии с программой, Минобрнауки должно было изучить иностранный опыт популяризации антикоррупционных стандартов поведения еще до декабря 2014 года, в 2015 году — включить в федеральные государственные стандарты образовательных программ элементы по популяризации антикоррупционного поведения, а в 2016 году — уже провести мониторинг результатов внедрения таких элементов в учебные программы.
Как именно школьников будут учить антикоррупционному поведению, пока неясно, известно лишь, что будут подготовлены специальные учебники, а изучение противодействия коррупции пройдет в рамках предмета "общественные науки". Но если в Министерстве образования, как и было предписано, изучили опыт других стран, то школьников могут ждать "антикоррупционный барометр" и недовольство предметами, на которых их учат противостоять взяткам.  
Индекс восприятия коррупции в разных странах (представляет собой оценку от 0 (максимальный уровень коррупции) до 100 (отсутствие коррупции))
Источник: transparency.org

Барометр против коррупции

Программы, нацеленные на то, чтобы предостеречь учащихся от дачи или получения взяток, уже более 10 лет внедряются в самых разных странах мира. Причем не обязательно в тех, где коррупция является серьезной проблемой.
В Болгарии учить школьников антикоррупционному поведению начали еще в 2004 году. Тогда "антикоррупция" как отдельная дисциплина была введена в 25 школах, еще 130 школ включили уроки по борьбе с коррупцией в курсы философии, этики и права.
В другой стране балканского полуострова, Македонии, Министерство образования в 2012 году представило антикоррупционную программу для учащихся седьмых классов. Как решили в ведомстве, именно в этом возрасте школьники готовы адекватно воспринимать информацию о коррупции.
Похожую программу, но для учащихся в возрасте 14-18 лет в том же году запустили в Австрии, которая всегда относилась к достаточно благополучным в плане противодействия коррупции странам (в 2015 году в рейтинге восприятия коррупции страна занимала 16-е место).
В рамках восьми 45-минутных занятий преподаватели выясняли, что известно подросткам о коррупции, читали лекции о ее влиянии, а также проводили ряд интерактивных занятий. Например, в программу включили упражнение "Антикоррупционный барометр", в процессе которого перед участниками кладутся два листа бумаги с надписями "Коррупция" и "Не коррупция", а затем излагается та или иная ситуация. А школьники должны приблизиться к одному из листов — в зависимости от того, насколько сильна коррупционная составляющая в изложенной истории по их мнению.

Подготовить ко взятке

Противники антикоррупционных образовательных программ настаивают на том, что они бесполезные и не дают никаких гарантий, что школьники, пройдя подобные курсы, не будут причастны к коррупционной деятельности в дальнейшем. К слову, сами школьники тоже не всегда с энтузиазмом воспринимают подобные программы. Например, во Вьетнаме, где антикоррупционное образование с 2013 года включено в школьную программу, учащиеся считают предметы, в рамках которых преподаватели рассказывают им о борьбе с коррупцией, одними из самых скучных и относят такие дисциплины к второстепенным.
Те, кто встает на защиту внедрения антикоррупционного воспитания, настаивают на том, что основная цель заключается в том, чтобы дать учащимся и студентам понимание того, какая именно деятельность является коррупционной и незаконной. Например, чтобы, столкнувшись с ситуацией, в которой преподаватель будет требовать у них взятку, они смогли дать оценку его деятельности и понять, что такие требования незаконны. Впрочем, с этой функцией программы антикоррупционного образования тоже до конца могут не справиться. Так, в рамках опроса, проведенного на молодежном форуме студентов балканских стран, где введены образовательные программы, менее трети студентов признались, что готовы сообщить о преподавателе, требующем взятку.