Смольный предложил бизнесу поучаствовать в реконструкции заброшенных детских лагерей Петербурга и Ленобласти. В списке для инвесторов 60 адресов. Они должны дополнить список из 79 уже работающих баз отдыха, аккредитованных комитетом по образованию.
Смольный готовит программу по привлечению инвесторов для реконструкции заброшенных пионерских лагерей в Петербурге и Ленобласти. В списке, который подготовили власти, 60 адресов. Это пятая часть всех детских лагерей в регионе. Чиновники считают, что бизнесу будут интересны такие проекты, при условии, что город возьмет на себя часть расходов по благоустройству лагерей и в итоге передаст их инвесторам в долгосрочную аренду. Но эксперты предупреждают, что сроки окупаемости бизнеса на детях велики. Интерес к таким проектам могут проявить только те, кто стремится диверсифицировать капитал.
Лагеря для бизнеса
Программу реконструкции заброшенных лагерей региона разрабатывает Фонд имущества Петербурга. Пока в ней 60 лотов, которые собираются разыгрывать на торгах. И в качестве пилотного проекта бизнесу предлагают реконструировать детскую базу в Вырице за 90 млн рублей.
"Цель программы — ввести в оборот неиспользуемое городское имущество и параллельно решить социальную задачу — улучшить условия отдыха детей", — говорит гендиректор Фонда имущества Денис Мартюшев.
По предварительным данным, инвестору предложат подписать договор, в котором за вложения в инфраструктуру лагерей ему будет гарантирована аренда территории на 10–15 лет без права приватизации и изменения вида использования. Кроме того, город готов на паритетных условиях (1 рубль из бюджета на 1 рубль инвестора) инвестировать в благоустройство таких объектов.
"Задача бизнеса — построить на территории лагеря некапитальные здания, которые будут функционировать круглый год: в каникулы — для детей, в остальное время — для всех желающих. Кроме того, в ряде случаев город будет организовывать дополнительное обучение в таких лагерях во время каникул", — сообщили в Фонде имущества.
Экономическую привлекательность таких проектов, по мнению чиновников, повысит применение модульных технологий строительства, которые в разы дешевле капитальных сооружений. "Эти технологии уже хорошо известны на рынке и апробированы МЧС и Министерством обороны. А некоторые регионы используют их и для строительства детских садов", — говорят в Смольном.
Считай и думай
Сейчас в Ленобласти, по данным сайта incamp.ru, насчитывается почти 300 детских оздоровительных лагерей. Из них в комитете по образованию аккредитовано только 79.
В этом году детям региона за счет бюджета было предоставлено около 150 тыс. путевок. Только на летнюю оздоровительную кампанию город потратил более 2 млрд рублей. А всего в лагерях региона в этом году отдохнули более 200 тыс. детей.
Если вспомнить, что средняя путевка на одну смену (20 дней) в лагерь Ленобласти стоит 25–35 тыс. рублей, годовой оборот этого рынка с учетом дотаций из казны можно оценить в 18–20 млрд рублей. При этом средняя рентабельность лагерей не превышает 10%, поскольку основные деньги идут на обслуживание детей.
Спрос на отдых в детских лагерях последние годы растет на 5% в год. Но бюджетных денег для развития заброшенных лагерей нет. Поэтому возникла идея привлечь инвесторов.
В Фонде имущества подсчитали, что для строительства пилотного лагеря в Вырице на 90 детей необходимо 90 млн рублей (город компенсирует половину, значит, чистые инвестиции — 45 млн рублей). За эти деньги нужно построить здания площадью почти 2 тыс. м2.
"Исходя из полной загрузки лагеря в летние каникулы и 40%–ной загрузки в межсезонье, доход за год составит 14–15 млн рублей, а прибыль — 8 млн рублей. Это позволит инвестору окупить затраты за 5 лет. Если инвестор сможет привлечь в лагерь детей в осенние, зимние и весенние каникулы, а также при расширении спектра услуг, срок окупаемости может сократиться", — говорят эксперты Фонда имущества.
Эксперты говорят, что это сопоставимо с окупаемостью инвестиций в других, более понятных девелоперам сегментах недвижимости, в частности в офисной и торговой недвижимости, а также в сегменте апарт–отелей.
Выгоды не очевидны
Опрошенные участники рынка подтвердили, что программа Смольного вызывает у них опасения, поскольку выгоды бизнеса не очевидны.
"Несмотря на беби–бум и рост рынка детских товаров и услуг, эта возможность вряд ли заинтересует большое количество инвесторов. Рынок этот крайне специфический. Его жестко регулирует государство", — говорит руководитель отдела исследований JLL в Петербурге Вячеслав Фадеев.
С ним согласен гендиректор компании "Петрополь" Марк Лернер. "Подобные проекты с небольшой доходностью могут быть интересны лишь инвесторам, которые желают диверсифицировать капитал", — заключил он.
“
Условия государственно–частного партнерства для программы реконструкции детских лагерей пока обсуждаются. Но если вклад города в программу будет весомым и бизнесу дадут возможность окупать вложения круглый год, проект может оказаться выгодным для всех сторон. Дети получат новые места отдыха, город приведет в порядок свое имущество, а бизнес получит еще одну возможность заработать. Уверен, что новые лагеря будут востребованы. Интерес к оздоровительному отдыху по многим причинам растет, и количество отдыхающих детей — тоже. Простаивать приведенные в порядок лагеря точно не будут.
Александр Ксенофонтов
заместитель председателя комитета по образованию
“
Боюсь, что эта программа не будет интересна инвесторам. Во–первых, после летней трагедии в Карелии государство усилило число проверок и размер штрафов в сегменте. Что вряд ли привлечет частные капиталы. Во–вторых, экономика этого бизнеса сомнительна. Прибыль, которая позволит окупить вложения инвесторов в детские лагеря за 10–15 лет, должна составлять не менее 20–25% от стоимости путевки. А пока это не более 10% с учетом дотаций. И наконец — эта ниша достаточно конкурентна. А спрос на внутренний туризм будет расти только при условии реального развития этого рынка в Ленобласти: создания региональных туристических маршрутов, точек общепита и курортных зон, а не только реконструкции отдельных баз отдыха. Но с комплексным подходом у нас пока проблемы. Реконструкция заброшенных лагерей — сложный и ответственный проект. То, что предлагают городские власти, надо внимательно изучать и считать. Одна из городских компаний сейчас предлагает нам взять в управление свой детский лагерь (она им владеет с советских времен), но мы пока не сказали окончательное да. Проблема в том, что только за счет каникул окупить инвестиции не получится. А затраты на содержание лагеря (коммунальные платежи, заработная плата и др.) надо нести весь год. И не факт, что сдача домов в межсезонье их покроет. Хотя рынок детских услуг развивается на 15–20% в год. И его перспективы обнадеживают. Родители готовы вкладывать деньги в отдых и образование детей. Так что в перспективе и такие проекты будут актуальны.
Арсений Васильев
гендиректор ГК "УНИСТО Петросталь"