Октябрьский электровагоноремонтный завод изготовит для петербургского метро пять составов на сумму около 4 млрд рублей. Несмотря на то что за 2015-2016 годы завод получил от метрополитена заказов почти на 28 млрд рублей, предприятие сократило численность персонала. Ведь значительную часть заказов выполняет подмосковный "Метровагонмаш", также входящий в "Трансмашхолдинг".
По условиям тендера от ОАО "Октябрьский электровагоноремонтный завод" (ОЭВРЗ, входит в "Трансмашхолдинг") требуется изготовить для ГУП "Петербургский метрополитен" 40 вагонов (пять восьмивагонных составов). Из них 10 головных моторных вагонов с асинхронным тяговым приводом, столько же промежуточных безмоторных вагонов и 20 промежуточных моторных вагонов. Первоначальная цена контракта превышала 3,99 млрд рублей. Но ОЭВРЗ снизил ее до 3,794 млрд рублей.
Конкурентом ОЭВРЗ в этих торгах было чешско-российское (51% у Skoda, 49% у Кировского завода) ООО "Вагонмаш".
Победитель должен будет поставлять вагоны мелкими партиями по две-четыре штуки в течение января-мая 2018 года. Они будут курсировать на третьей (Невско-Василеостровской) линии метро, которую к чемпионату мира по футболу 2018 года продлят до станции "Беговая".
История взаимоотношений метрополитена и Октябрьского завода драматична. В 2013 году завод получил контракт на поставку 11 восьмивагонных составов, снизив стартовую цену на тендере с 4 млрд до 3 млрд рублей. Вторым участником также был "Вагонмаш". Однако ОЭВРЗ на полгода задержал поставки вагонов, предоставив метрополитену первую партию лишь в апреле 2015 года. К тому же завод потребовал увеличить финансирование на 15-20%, объяснив, что в связи с девальвацией рубля выросла стоимость импортных комплектующих. Весь заказ метрополитен получил к концу 2015 года.
Уже в 2016-м СМИ со ссылкой на источники в метрополитене сообщили, что из-за технических недоделок в подземке курсируют лишь два состава, остальные отправлены на доработку. Впрочем, на ОЭВРЗ опровергли эту информацию.
В 2015 году ОЭВРЗ снова выиграл тендер метрополитена — уже на 10,5 млрд рублей (20 восьмивагонных составов). А в августе 2016-го — еще один, на 13,39 млрд рублей (162 вагона). Оба раза завод обошел своего постоянного конкурента "Вагонмаш": в первом случае цена ОЭВРЗ была на 11,57 млн рублей, во втором — почти на 68 млн рублей ниже.
Однако в Смольном не очень довольны таким успехом Октябрьского завода: дело в том, что большую часть заказов он отдает на исполнение другой структуре "Трансмашхолдинга" — подмосковному "Метровагонмашу". Поэтому на петербургском предприятии сокращается штат: так, в 2014 году на ОЭВРЗ трудились 944 сотрудника, а по итогам III квартала 2016-го осталось 917. И это несмотря на полученные за последние годы крупные контракты.