00:1616 декабря 201600:16
863просмотров
00:1616 декабря 2016
То, что Алексей Навальный решил выдвигаться на президентские выборы, не диво: кому еще–то? На прошлых выборах Навальный сидел под арестом и документы в ЦИК отнести возможности не имел. На этот раз он находится под очередным судом и вполне может снова нарваться на шлагбаум. Но у нас появилась возможность посмотреть, чем вообще Навальный может заинтересовать избирателя.
Главное — это, понятное дело, борьба с коррупцией. Это то, чем Алексей Навальный прославился. Чиновники должны объяснить происхождение доходов, не должны избегать ответственности, госзаказ не должен быть кормушкой для друзей и родственников. Это хорошо, это народу понравится. Владимир Путин неоднократно обещал ровно то же самое, но кто знает, вдруг у Навального получится.
Но одного тезиса для такой кампании мало. Вот, например, другие: заставить олигархов заплатить крупный единоразовый налог за несправедливую приватизацию; минимальную пенсию установить выше прожиточного минимума; ИП освободить от налогов; добиться снижения ставок по ипотеке до 3%; учителя должны учить детей, а не тратить время на бумажные отчеты; бюджетные инвестиции вкладывать в автомобильные и железные дороги; и так далее.
Ладно, это даже не смешно. Каждый из этих тезисов в разное время озвучивал Путин. Серьезно, каждый. "Предлагаю максимально сократить бумажную нагрузку на педагогов" — ровно год назад. "Я думаю, что мы должны будем довести ставки по ипотеке где-то до 3–4%" — 4 года назад. Даже про разовый взнос для приватизаторов предлагал подумать — тогда же, 4 года назад. Тоже перед выборами.
А пункт про бюджетные инвестиции в железную дорогу — да не Владимир ли Якунин, одна из жертв Навального, его вписал?
Можно объясниться тем, что Путин, дескать, не сделал, а я сделаю. Но все равно получается, что кандидат от оппозиции идет на выборы с путинской программой под лозунгом "Я выполню обещания Путина". План Путина — победа России, выбирай такого, как Путин. Альтернативного плана нет, так в чем же выбор, в чем перемены? Как и Путин, Навальный не поясняет, за счет чего собирается добиться результата.
Сила Путина и "Единой России" во всеядности. Они могут взять любой пункт из программы любой партии — левой, правой — и включить его в свою программу. Так они всех конкурентов, собственно, и кастрировали (в идейном смысле). В этом причина их электоральных побед, и в этом же причина стратегических поражений, ибо политика размазывания тонким слоем всего хорошего суть политика поддержания штанов, позволяющая жить, но не оставляющая возможностей для развития.
Конкуренты по доброй воле побираются идеологическими крохами с путинского стола. Никто не осмеливается злить избирателя последовательными концепциями, хотя за последние 150 лет политических теорий было составлено немало. На ниве популизма конкуренция большая, а вот реформы — это всегда больно. Единственный драйвер реформ — это согласие принести жертву, чтобы грядущие поколения жили лучше, чем мы. И реформатор, не обещающий сделать людям больно сейчас ради счастья их детей, не реформатор вовсе. Дональд Трамп, между прочим, обещал — на случай, если Навальный надеется "включить Трампа".