Совместное предприятие Первой мебельной фабрики и германского концерна Alno, открывшееся в Петербурге в этом году, готово экспортировать свою продукцию не менее чем на 1 млрд рублей в год.
Как сообщил гендиректор и крупнейший совладелец Первой мебельной фабрики (ПМФ) Александр Шестаков (86-е место в Рейтинге миллиардеров — 2016), сейчас предприятие ведет переговоры о поставках мебели в Великобританию, а также в бывшие союзные республики: Казахстан, Беларусь, Грузию. Компания также отмечает заинтересованность других европейских стран. По словам Шестакова, в Европе кухни брендов, аналогичных Bruno Piatti (завод Piatti, принадлежащий Alno, был перебазирован из Швейцарии в Петербург), стоят в 2-3 раза дороже, чем от ПМФ. Средняя цена кухонного комплекта ПМФ — 100 тыс. рублей.
"Мы изначально, на старте проекта по строительству фабрики с Alno, рассчитывали, что минимум 15% продукции сможем экспортировать. Но мы полагали, что к этому времени уже закончатся российские и антироссийские санкции, которые усложняют этот процесс. А они не закончились. Из-за этого переговоры проходят не так быстро, как нам хотелось бы", — отмечает Александр Шестаков.
Предприятие заинтересовано в развитии экспорта, чтобы компенсировать затраты на импортные комплектующие. По данным Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДП), зависимость от импортных материалов и комплектующих в мебельной отрасли превышает 60%. Из-за этого в результате девальвации рубля и повышения в связи с этим цен на комплектующие себестоимость производства мебели значительно выросла. Правда, ПМФ удалось снизить цену на 30% — за счет того, что она присоединилась к закупкам Alno — пятого по величине мебельного концерна в Европе.
Строительство новой фабрики с объемом инвестиций 50 млн евро началось в 2014 году. Все монтажные работы будут завершены в I квартале 2017-го. Однако пока не решена проблема подключения к электроснабжению. "Мы полгода назад направили заявку в ФСК (Федеральная сетевая компания, входит в контролируемое правительством РФ АО "Российские сети". — Ред.). Но нас не только не подключили, а даже еще не приняли нашу заявку, поэтому мы даже не можем понять, во сколько нам обойдется подключение", — возмущен Шестаков. Он предполагает, что расходы могут составить 20-30 млн рублей.
Сейчас завод ПМФ — Alno загружен лишь на 15% своей мощности (она составляет 4 млрд рублей в год: 50 тыс. кухонь плюс индивидуальная мебель для гостиниц и офисов на 1 млрд рублей в год). Оборот предприятия в 2016 году прогнозируется на уровне 1,3 млрд рублей.
Российским производителям трудно продвигать свою продукцию за рубежом, так как для этого нужно участвовать в международных выставках, а это существенные затраты, говорит гендиректор АМДП Олег Нумеров. Стоимость участия даже в крупной российской выставке оценивается минимум в 15-20 млн рублей. При выезде за рубеж затраты возрастают в разы. Минпромторг РФ обещал отечественным мебельщикам хотя бы частично компенсировать затраты на выставочную деятельность. Однако пока таких субсидий петербургские производители не получали. ПМФ в январе 2017 года планирует повезти свою мебель на выставку в Кельн и рассчитывает на господдержку, заявил Александр Шестаков.