В середине 2017 года в городе появится бизнес-инкубатор для легкой промышленности площадью 3 тыс. м2. Место в КРППР пока не называют, но уверяют, что несколько десятков швейных предприятий смогут обрести там площади под производство и бутики.
О том, что помещение под кластер легкой промышленности площадью не менее чем 3 тыс. м2 появится в самом центре города, рассказал Эльгиз Качаев, председатель комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка.
"Мы постараемся включить этот кластер в туристические маршруты города, — подчеркнул Эльгиз Качаев, — с тем чтобы туристы знакомились с продукцией петербургских мастеров-швейников, производителей кожаных изделий и других товаров легпрома и увозили из Петербурга не только впечатления от посещения Эрмитажа, но и делали покупки местных товаров".
В кластере будут располагаться не только помещения под производство, но откроются бутики и мастера смогут продавать свою продукцию, пояснил чиновник.
Светлана Молчанова, президент Союза производителей легкой промышленности, считает, что легкой промышленности нужны не только кластеры, но прежде всего кадры, которых нет, а те, что есть, могут производить только продукцию ненадлежащего качества. "В городе есть подобный производственный швейный кластер, но там заняты гастарбайтеры, и нужного качества они обеспечить не могут. Нужны программы по обучению швей, для того чтобы запустить рост швейной и другой легкой промышленности в городе", — считает Светлана Молчанова.
Напомним, что кластер — часть городской программы обновления легпрома, на которую Смольный планирует потратить 300 млн рублей. Программа объединит выдачу субсидий, венчурные инвестиции и упомянутый кластер (бизнес-инкубатор). В итоге Смольный рассчитывает к 2020 году увеличить долю легкой промышленности в валовом региональном продукте с 0,5 до 1%, число швейных предприятий Петербурга — с 447 до 1 тыс., а объем произведенной продукции с нынешних 20 млрд до 30 млрд рублей. Но средства на эту работу в бюджете могут появиться только в 2017-2018 годах, и, стоит ли ждать федеральной поддержки, пока неясно. Рынок одежной розницы в Петербурге оценивают в 50 млрд рублей; кроме 447 предприятий, в Петербурге в секторе легпрома работают около 2 тыс. дизайнеров.
"Частные лица уже пытались реализовать такие проекты, например, мы помним Галерею русской моды в ТЦ "Балтийский", на последнем этаже, на Васильевском острове, — рассказывает Ася Когель, совладелица Kogel Fashion House. — Проходимость была нулевая, и ничего не вышло. Таких примеров много, и этот проект будет успешным только при определенных условиях. Если будут выгодные арендные ставки — не на 5 рублей ниже рыночной цены, а значительно. Важно и то, чтобы внимательно были отобраны бренды, чтобы соседство было интересным и для дизайнеров, и для посетителей". Но главное, отмечает дизайнер, — это расположение. Транспортная доступность, высокая проходимость (если в ТЦ, то не в закутке и не на последнем этаже), инфраструктура. Важно, чтобы рядом была станция метро, кафе, бары и еще какие-то культурные объекты.
В городе также работает творческий кластер "Артмуза" на Васильевском острове, где на 13 тыс. м2 на четырех этажах работают более 130 мастерских, магазины и даже обучающие курсы от дизайнеров, художников, модельеров и архитекторов. Сюда также, по расчетам владельца "Артмузы" Сергея Бельтюкова, будут заезжать туристические автобусы в высокий туристический сезон — причем не только для покупок, но и для посещения выставок и биеннале.