В 2017 году Центробанк планирует глобальную реформу рынка лизинга: будут введены саморегулирование, порог по капиталу и стандарты МСФО. Лизинговые компании не ожидали настолько масштабных изменений и прогнозируют, что количество активных игроков на рынке сократится вдвое.
Центробанк РФ готовит реформу российского лизингового рынка, которая полностью изменит его структуру и регулирование. ЦБ разрабатывает поправки в федеральное законодательство и обсуждает их с представителями рынка.
На этой неделе прояснился масштаб будущей реформы. Согласно сообщению ЦБ, со следующего года лизинговые компании могут получить статус некредитных финансовых организаций. Будет создан реестр лизинговых компаний и введено саморегулирование: любая действующая лизинговая компания должна будет состоять в едином реестре и в СРО, а также быть резидентом РФ и иметь слово "лизинг" или производные от него в названии. Также регулятор планирует установить для представителей этого рынка минимальный размер собственных средств, какой именно — пока не решено. Всю индустрию планируется перевести на учет и отчетность по МСФО.
Центробанк рассчитывает, что итогам реформы появится полноценная нормативно-правовая база для рынка. Как ранее говорила глава ЦБ Эльвира Набиуллина, решение реформировать рынок Минфин и Центробанк приняли после того, как оценили потенциальные риски для финансовой стабильности: лизинг — достаточно большой сектор финансовой системы, в то же время он пока остается относительно непрозрачным. "Финансовые проблемы ряда крупных игроков рынка лизинга, а также формирование "мыльных пузырей" под влиянием избыточного предложения лизинга в недавнем прошлом на ряде рынков выявили вопросы, которые необходимо решать", — заявил на этой неделе советник первого заместителя председателя ЦБ Сергей Моисеев.
Неожиданно масштабно
"Рынок действительно ждал изменений в правовом поле, но не ожидал столь масштабных изменений, анонсированных ЦБ", — говорит начальник отдела привлечения финансирования ГК "Интерлизинг" Алексей Кореньков.
Необходимость получать статус некредитной финансовой организации, по его мнению, может создать много организационных трудностей: компаниям придется перераспределять ресурсы, дефицитные для многих из них, и внедрять изменения, которые потребует регулятор. "Для ряда компаний это будет серьезный вызов. Плюсы для компаний, которые успешно пройдут изменения, будут понятны со временем, пока они не очевидны", — говорит Алексей Кореньков.
Что касается саморегулирования, то игрокам рынка такая перспектива нравится больше, чем прямые директивы ЦБ. Вопрос саморегулирования отрасли назревал давно и вызван прежде всего крупными проблемными сделками, затрагивающими множество интересов, комментирует главный исполнительный директор ПАО "Европлан" Александр Михайлов. По его словам, для саморегулирования нужно будет в том числе установить новые бухгалтерские стандарты, которые будут гармонизированы с МСФО, и минимальные стандарты корпоративного управления.
Требования к капиталу лизинговых компаний, которые занимаются финансовым лизингом и занимают деньги на рынке облигаций и российских банков, должны быть сравнимы с аналогичными требованиями в банковской сфере, считает Александр Михайлов. "Достаточность должна определяться на основе достоверных данных МСФО и взвешивать активы по группам риска. Также необходим контроль ликвидности лизинговых компаний, занимающихся финансовым лизингом", — добавил он. Установление минимальных значений капитала в абсолютном выражении не целесообразно, т.к. в случае повторения проблемных ситуаций на рынке лизинговая компания, утратившая капитал, не будет иметь шансов восстановить его за счет наращивания новых продаж, добавил Кореньков.
Что касается обязательного перехода на МСФО, то это для многих игроков не станет нововведением, говорят в пресс-службе "ВТБ Лизинг". "Некоторые лизинговые компании, которые являются частью банковских холдингов или эмитентами ценных бумаг, на протяжении довольно длительного периода уже ведут свою отчетность в МСФО-стандарте. Это стало хорошей практикой", — добавили там.
Устойчивость и укрупнение
По прогнозу Алексея Коренькова, установление порога собственных средств, с одной стороны, должно способствовать повышению уровня устойчивости игроков рынка, с другой — приведет к укрупнению игроков (рынок будет закрыт для маленьких региональных компаний).
По оценкам представителей рынка, сейчас в России действует около 100 лизинговых компаний, около половины сделок приходится на пять крупнейших игроков — дочерние компании госбанков ("Сбербанк Лизинг", "ВЭБ Лизинг" и "ВТБ Лизинг"), а также ГТЛК и "Трансфин-М". По прогнозам, реформа приведет к еще большей консолидации и сокращению количества игроков.
По оценкам представителей рынка, сейчас в России действует около 100 лизинговых компаний, около половины сделок приходится на пять крупнейших игроков — дочерние компании госбанков ("Сбербанк Лизинг", "ВЭБ Лизинг" и "ВТБ Лизинг"), а также ГТЛК и "Трансфин-М". По прогнозам, реформа приведет к еще большей консолидации и сокращению количества игроков.
"Количество игроков, публично заявляющих о себе за последние 2 года, по моим наблюдениям, уже снизилось процентов на 40%. Безусловно, большая часть маленьких или кэптивных (в рамках небольших холдингов) компаний покинут рынок лизинга либо будут вынуждены менять профиль своей деятельности на арендный. Мне видится, что по итогам внедрения изменений мы увидим лишь 50-60 активных игроков рынка", — прогнозирует Алексей Кореньков.
Говорить об уходе игроков с рынка преждевременно, так как никаких жестких отсекающих стандартов вводить пока не планируется, считает, в свою очередь, Александр Михайлов. "Отрасли предлагается самой объединиться в рамках СРО, выработать собственные правила игры и обеспечить контроль за их исполнением участниками СРО. Безусловно, при повышении прозрачности отрасли за счет выполнения этого свода здравых отраслевых стандартов будет снижаться премия за риск у лизинговых игроков как рыночных заемщиков и снижаться стоимость лизинга для конечных лизингополучателей", — добавил он.