Известный финский бренд Finlayson уходит из России. Продавец текстиля для дома закрывает свой последний магазин в Петербурге. Причиной такого решения могли стать неудовлетворительные финансовые показатели бизнеса в России, считают эксперты.
9 января стал последним днем работы магазина Finlayson в ТК "Невский центр", говорится в сообщении из официальной рассылки ретейлера. В компании подтвердили информацию, но уточнить причины закрытия отказались. Генеральный директор российского подразделения компании АО "Фамилон" на запрос не ответил. Между тем магазин в ТК "Невский центр" — последняя розничная точка компании в России, то есть с его закрытием компания будет продавать свою продукцию только в магазинах партнеров.
Finlayson — сравнительно небольшая финская компания, ее оборот в 2012 году составил 45 млн евро, однако на родине она пользуется популярностью. По данным опроса Sustainable Brand Index™, в 2016 году бренд Finlayson находился на шестом месте в топ-10 самых известных финских брендов (первое место занимал Valio). Известность за пределами Финляндии производителю принесло использование образов Муми-троллей на постельном белье, полотенцах и других изделиях.
В Россию компания вышла в 2004 году, в 2014 году сеть насчитывала четыре магазина в Петербурге и один в Москве. Тогда же в Финляндии работали 15 магазинов, а в Эстонии — три. В планах развития на 2014-2016 годы в России у компании было открытие двух магазинов в Петербурге и пяти-шести — в Москве, однако реализовать задуманное не удалось. По данным JLL, во втором полугодии 2015 года в качественных торговых центрах Петербурга были закрыты три магазина Finlayson, к началу 2016 года в России остался лишь один магазин под этим брендом — в ТК "Невский центр".
По данным СПАРК, оборот российского представительства компании — АО "Фамилон" — в последние годы только рос, однако прибыль компания получила только в 2014 году, в 2015 году снова понесла убытки — 31,3 млн рублей при обороте 222,9 млн рублей. Большинство западных компаний сворачивают свой бизнес в России преимущественно по одной причине: российские филиалы не обеспечивают необходимую норму прибыли в евро, говорит Денис Цытрин, управляющий директор Facility Management NAI Becar. Причины этого, по его мнению, падение курса рубля, доходов населения и покупательной способности при отсутствии роста цен на товары, произведенные на Западе. Такая тенденция сохранится до тех пор, пока волатильность рубля будет высокой, убежден Цытрин.
Действительно, за последние годы Петербург покинул целый ряд ретейлеров из соседней Финляндии. Так, корпорация Kesko отказалась от развития продовольственной сети и продала магазины "К-руока" конкуренту, сети "Лента", сконцентрировав внимание на работе в сегменте DIY, в котором работает ее сеть "К-раута". Финский ретейлер Stockmann сначала продал ряд торговых центров, а затем решил избавиться от своего последнего актива в России — торгового комплекса "Невский центр" в Петербурге.
Справедливости ради стоит отметить, что некоторые финские ретейлеры продолжают работу в Петербурге. Так, сеть Prisma по-прежнему управляет сетью из 11 супермаркетов и шести гипермаркетов, торговая сеть интерьер-магазинов Pentik, которая вышла на рынок в 2013 году, управляет тремя магазинами в торговых комплексах города. Производитель и продавец косметики Dermosil из Финляндии открывает новые магазины в Петербурге, говорят в JLL.