В основу своего бизнеса Элла Ветлугина, владелица компании "Пельмешка", положила семейные традиции и рецепты.
Элла Ветлугина (30 лет) 5 лет работала журналистом и еще 11 — HR–специалистом, прежде чем решилась открыть свой бизнес. Сейчас ее компания "Пельмешка" производит пельмени и вареники ручной работы, которые продаются в Петербурге и Московской области.
Ручной бизнес
Будущая предпринимательница родилась в Челябинске, но ряди карьеры уехала в Москву. Элла работала журналистом, секретарем, помощником юриста, IT–рекрутером. В начале 2014 года девушка ушла с должности HR–директора международной компании и переехала в Брянск. Именно там она и нашла идею для своего бизнеса, который начала в конце 2015 года. "Я устала от Москвы и гонки, переехала в Брянск и там сначала подбирала персонал для клиентов уже как фрилансер. Через год обнаружила, что здоровье улучшилось, в том числе потому, что в Брянске очень качественные дешевые продукты, хорошее мясо. Лепила дома пельмени и вдруг подумала: почему бы и нет?" — вспоминает Элла Ветлугина.
Пельмени — семейная традиция Ветлугиных: по ее словам, родственники их лепили чуть ли не круглосуточно. На запуск бизнеса пошли деньги, заработанные во время работы рекрутером, — около 100 тыс. рублей. Девушка арендовала в Брянске цех, отремонтировала его, купила холодильники, столы из нержавейки, мясорубки, посуду и стала искать заказы. Сначала ставка делалась на опт — Элле благодаря своим контактам удалось договориться о поставке пельменей для одной крупной торговой сети, но дело не задалось. В результате первые заказы принес Facebook: у бывшего хедхантера в друзьях 6 тыс. человек — они первыми и распробовали новое увлечение Эллы.
"У меня есть имя, личный бренд, поэтому появились и клиенты. Потом о компании узнали другие люди, начали писать СМИ, снимали передачи, брали интервью. Так мы вышли на Петровский рынок в Москве, это рынок элитного продукта, где своя лаборатория качества", — рассказывает девушка. Потом появилась московская сеть "Молочный двор": ее представители сами пришли к предпринимательнице. Из Брянска пельмени перевозятся на машинах частных перевозчиков или — в случае больших партий — машинами профильных компаний, а затем доставляются курьерами. В результате вложения окупились за 2 месяца, в первый год работы оборот компании составил 1,3 млн рублей.
Кухонная ментальность
Сейчас "Пельмешка" продает 56 сортов пельменей, в том числе сырные, мясные, рыбные и даже веганские, но в самом начале компания лепила только пельмени по классическому рецепту, как было принято дома у Эллы: свинина, говядина, лук, перец, соль. Своим бизнесом девушка управляет из Петербурга: ищет здесь новых клиентов и ведет переговоры с ресторанами.
"Для большинства россиян пельмени — еда, которая лежит в морозилке на всякий случай, — говорит Элла. — Трудно заставить поверить, что ручные пельмени — это праздничная еда, хотя у нас есть клиенты, которые заказывают их на дни рождения".
"С появлением большего ассортимента пельменей на полках в магазинах люди перестали заниматься традиционным приготовлением пельменей и вареников, — рассказывает Александр Балакин, коммерческий директор ООО "Империал Фуд" (торговая марка Pelibox). — Так исчезли семейные традиции, но не потребность в этом блюде. По мере ухудшения качества магазинных пельменей начал формироваться спрос на пельмени и вареники ручной лепки".
Оборот рынка пельменей ручной лепки в Петербурге не превышает 20 млн рублей. "Бизнес не сезонный: если пельмени вкусные, то их любят круглый год", — добавляет Балакин.