"Пакет Яровой" возглавил топ-10 мировых угроз инновационному развитию. "ДП" разобрался, почему наш закон страшнее всего прочего из списка, как в Англии гражданские активисты добиваются отмены аналогичного закона и пойдут ли по этому пути россияне.
Пакет антитеррористических законов Яровой — Озерова ("пакет Яровой") вошел в топ-10 наиболее строгих инициатив государств по защите и хранению данных в 2016 году, представляющих угрозу дальнейшему инновационному развитию. Об этом говорится в ежегодном докладе американского Фонда информационных технологий и инноваций (Information Technology & Innovation Foundation, ITIF).
"Страны по всему миру борются за свою долю в высокоприбыльных инновационных секторах индустрии. К сожалению, с ускорением этой гонки многие государства прибегают к "инновационному меркантилизму" — стратегии, в которой преимуществ добиваются через протекционизм и приводящие к перегибам в торговле законы, которые поощряют использование местных технологических продуктов", — поясняется в докладе.
Жесткий самый
Авторы исследования отметили, что принятые в России в 2016 году законодательные ограничения стали самыми жесткими среди всех упомянутых и влияние "пакета Яровой" будет ощущаться в масштабах мировой экономики и особенно цифровой экономики России.
В ITIF напоминают, что "пакет Яровой" обязывает организаторов информации хранить данные пользователей в течение длительного времени и передавать ключи шифрования спецслужбам. По мнению аналитиков, чрезмерные требования ограничивают права пользователей и ведут к огромным затратам для участников рынка. "Такая политика, безусловно, охладит российскую цифровую экономику", — подчеркивается в докладе.
Отдельным пунктом ITIF раскритиковал предоставление российскому софту преимуществ при госзакупках и требование хранить пользовательские данные в РФ. Как отмечается в отчете, в 2016 году Россия продолжила отход от принципов Всемирной торговой организации, заменив иностранные товары и услуги в сфере программного обеспечения отечественными аналогами. "Обременительные нормативные требования и дискриминационная политика в области закупок угрожают поставкам IT-продуктов и услуг зарубежных компаний", — предупреждают в ITIF.
В список ITIF, кроме России, вошли Китай, Индонезия, Вьетнам (упоминается по две инициативы этих стран), а также Турция и Германия. Большинство стран оказались в списке из-за локализации данных в стране, что, по мнению ITIF, вредит всей экосистеме мировой торговли и инноваций. Помимо России, сведения о переговорах своих граждан собирает только Германия. Однако там хранить информацию о трафике сообщений или звонков необходимо в течение 10 недель (в РФ предполагается сохранять их до полугода). В Китае хранения персональных данных требуют от организаций, составляющих "критическую инфраструктуру".
Во Вьетнаме интернет-компании, социальные сети и другие сайты, предоставляющие информацию о "политике, экономике, культуре и обществе", обязаны хранить записи пользователей 90 дней, а метаданные — 2 года. Кроме того, по запросу они обязаны раскрывать ключи шифрования. В Индонезии, помимо локализации данных, власти требуют патенты на некоторые технологии. В Турции фактически действуют жесткие принудительные требования хранения данных на территории страны.
Подданные Королевства против "Хартии ищеек"
На следующий день после публикации доклада ITIF, 10 января, в Великобритании правозащитная негосударственная организация Liberty запустила краудфандинговую кампанию, чтобы в суде оспорить местный закон о тотальной слежке Investigatory Powers Act (IP Act, "Хартия ищеек"), который вступает в силу в 2017 году. За несколько дней активистам удалось собрать свыше 40 тыс. фунтов стерлингов.
В своем обращении правозащитники отмечают, что принятый в ноябре кабинетом Терезы Мэй "Билль о полномочиях на досудебные расследования" позволяет правительству проверять и контролировать личные электронные письма граждан, сообщения и телефонные звонки: "... где вы, с кем и о чем говорите", — и все это без каких-либо подозрений в преступлениях. Более 200 тыс. человек подписали петицию против "Хартии ищеек". Правительство не слышит их, поэтому мы идем в суд, и нам нужна ваша помощь".
Помимо исков от гражданских активистов, резонансный закон оспорили и в правительстве страны. Один из лидеров лейбористов Том Уотсон обратился в Апелляционный суд Великобритании, который, в свою очередь, адресовал иск в Европейский суд в Люксембурге для получения разъяснений. В итоге в конце декабря суд признал неоправданными требования "Хартии ищеек", указав, что сбор данных властями должен быть выборочным и использоваться, если речь идет о борьбе с серьезными преступлениями.
Суд принял во внимание аргументы правозащитных организаций о том, что колоссальные массивы накопленной информации не позволят системно предотвращать теракты, поскольку это потребовало бы повсеместного ведения мониторинга содержания электронной переписки и выделения огромных мощностей для реализации этой задачи. Кроме того, массив с данными пользователей становится мишенью для киберпреступников и террористов.
По сведениям BBC, теперь британский кабмин намерен подать апелляцию со "здравыми аргументами" и рассмотрение дела продолжится в Апелляционном суде Великобритании. Пока идет судебное разбирательство, решение Европейского суда юстиции фактически освобождает английские компании от необходимости исполнения законопроекта. В случае Великобритании — по меньшей мере до момента завершения процесса выхода страны из ЕС.
Правительство РФ обсудит отмену "пакета Яровой"
В России резонансный антитеррористический пакет законопроектов, несмотря на многотысячные митинги и петиции за подписью сотен тысяч граждан (на сайте Change.org петиция собрала свыше 600 тыс. подписей), пока не был оспорен в судах. Решение о признании федерального закона противоречащим конституции может принять Конституционный суд.
Его судебный акт может обязать органы законодательной власти отменить или изменить ту или иную правовую норму, содержащуюся в законе. Например, такая судьба постигла недавно норму части 4 ГК РФ о минимальном размере компенсации за незаконное использование интеллектуальных прав, напоминает основатель юридической компании "Катков и Партнеры" Павел Катков. По его словам, уповать на изменение закона стоит не в судах, а на обсуждении поправок в Госдуме.
"Технологии не стоят на месте, и закон, как правило, лишь "догоняет" их. Полагаю, надо ожидать дальнейшего развития системы регулирования телекоммуникационной отрасли как от российских, так и от зарубежных законодателей. Однако это предмет диалога и законотворческого процесса, который, в свою очередь, может вестись на думской площадке без участия суда", — уверен юрист.
Между тем правозащитники в России готовы последовать опыту коллег из Великобритании и также запустить краудфандинговую кампанию по сбору средств на судебный процесс за отмену "Пакета Яровой". По словам лидера общественной организации "Роскомсвобода" (защита прав пользователей в Рунете, мониторинг законодательной деятельности в этой сфере) Артема Козлюка, сейчас обсуждается два варианта развития событий.
Первый — подача иска по факту нарушений после вступления закона в силу (летом 2018 года). В этом случае истцом выступят конкретные субъекты (граждане или, например, операторы связи), чьи права были нарушены. Второй вариант — законопроект будет обжалован до вступления в силу, после того как рабочая группа при правительстве примет решение по "пакету Яровой". Поводом для обсуждения в правительстве послужила петиция на сайте "Российской общественной инициативы", которую подписали 100 тыс. человек.
Мы не исключаем, что по итогам рассмотрения петиции на РОИ мы последуем примеру и попробуем собрать средства для полноценного обжалования. В этом случае нас поддержат Центр защиты цифровых прав, Ассоциация пользователей Интернета, Ассоциация интернет-издателей, отраслевые ассоциации и провайдеры", — пояснил Козлюк.
Привлекать партии или отдельных политиков, например основателя Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) и кандидата в президенты РФ Алексея Навального, в "Роскомсвободе" не планируют, но будут рады сотрудничеству и помощи. Мы не можем запретить участвовать в кампании, но мы не будем ставить во главу угла политику, этот закон — проблема всех граждан. Если Навальный присоединится, это может помочь, но фигура этого политика спорная, и не все его поддерживают. Нам важно добиться отмены этого закона и других заградительных мер в Рунете", — добавил лидер "Роскомсвободы".
За отмену закона на РОИ проголосовали более 100 тыс. человек, против отмены — 1,44 тыс. пользователей. На сайте отмечается, что инициатива еще в августе была передана на рассмотрение в экспертную группу правительства РФ. В ноябре министр Открытого правительства Михаил Абызов объяснял задержку с рассмотрением инициативы обновлением экспертной группы. Позже ФБК подал иск к Абызову с требованием рассмотреть документ. В итоге 10 января стало известно, что экспертная группа рассмотрит вопрос об отмене "пакета Яровой" на заседании 19 января.
Как пояснил Интерфаксу президент Фонда информационной демократии Илья Массух, на встречу будут приглашены авторы инициативы, профильные ведомства, а также автор петиции, с которым будет проведено обсуждение. "Автор должен пояснить, чего конкретно добивался этой инициативой, например, может, он предложит внести изменения в закон, а не просто отменить его. И после детального обсуждения рабочая группа примет решение", — уточнил Массух.