13:1016 января 201713:10
706просмотров
13:1016 января 2017
Комитет по госзаказу начал анонсировать госзакупки с начальной суммой меньше 40 млн рублей. Но предприниматели сомневаются, что офлайн-встречи сильно изменят ситуацию.
Комитет по госзаказу начал анонсировать в Центре импортозамещения и локализации госзакупки на сумму до 40 млн рублей для малого и среднего бизнеса. До этого анонсировали только закупки на сумму свыше 40 млн. Но бизнес пока не очень активно откликается на инициативу, жалуются в комитете.
Анонсирование проводится до публикации на сайте единой системы закупок, то есть предприниматели могут заранее задавать вопросы, общаться напрямую с заказчиком, поясняют в комитете. Заказчик, анонсируя закупку, освещает ее основные характеристики, требования к исполнителю, сроки реализации договора. "Мы просим присоединиться к этой практике районные администрации и ИОГВ, но, к сожалению, бизнес пока не очень активен, — рассказывают в комитете. — Например, в этом месяце пройдет закупка офисной бумаги, где есть шесть лотов, в том числе и для малого бизнеса. Мы направляли приглашения, но мало кто в итоге приходит". По данным комитета, за 11 месяцев 2016 года с малыми и средними фирмами заключено госконтрактов на 25,65 млрд рублей (включая субподряд), это 15,5% от общей суммы городского госзаказа.
Сомнения бизнеса
Кирилл Соколин, гендиректор интернет-магазина "Купистол", считает, что чем раньше появляется информация о закупке, тем лучше. Это позволяет участнику конкурса подготовиться, рассчитать силы, особенно если закупка сложная. "Но в целом, думаю, дополнительное анонсирование скорее вредно, так как ставит участников в неравные условия. Есть информация о закупке — пусть она сразу будет на сайте госзакупок. А что касается бонусов, которые якобы получат исполнители от раннего анонсирования, они и так есть: контакты заказчика в документации — можно пообщаться и задать вопросы. Характеристики закупки, требования к исполнителю и сроки тоже есть в документации — так зачем их анонсировать отдельно?" Вместо этого предприниматель предлагает сделать обязательным краткое описание самой закупки для сайта закупок. "В нашей компании мы тратим очень много времени на оценку возможности исполнения заказа, потому что, только чтобы найти объект закупок в документации, нужно несколько минут, не говоря уже о других важных условиях. Так что краткое описание со всеми важными параметрами сделало бы процесс анализа эффективнее и, как следствие, итоговые цены закупок стали бы еще ниже", — заключает Кирилл Соколин.
"Если чиновники и заказчики ограничатся информацией: "планируется строительство объекта N" без подробной конкурсной документации, технического задания, то такой анонс принципиально ситуацию с участием малого бизнеса в госзаказе не изменит, — уверен Никита Демехин, собственник НТЦ "Пожинжиниринг". — Сейчас же мы зачастую сталкиваемся с тем, что времени между публикацией тендера и датой подачи документов недостаточно. Заказ опубликован, подаваться нужно через 2 дня — стороннему участнику успеть подготовиться за это время к конкурсу практически невозможно".
Польза для всех
С предпринимателями соглашаются и аналитики в сфере госзакупок: Марина Савукова, эксперт сервиса "Контур.Закупки" компании "СКБ Контур", считает, что офлайн-встречи с анонсами отдельных лотов вряд ли повлияют на долю малого бизнеса в госзакупках. Информацию о предстоящих закупках, добавляет она, можно в любой момент увидеть в планах-графиках — с 2017 года заказчик по 44-ФЗ может проводить только закупки, которые включены в его план. То есть потенциальный поставщик может заранее узнать, кто планирует закупать его продукцию в ближайший год, в каком объеме, с какой начальной ценой и т.д.
"Но такие анонсы — хорошая возможность для диалога, в котором заинтересованы и заказчики, и поставщики, — рассуждает Марина Савукова. — Добросовестные заказчики хотят, чтобы на торги пришло как можно больше участников, которые будут конкурировать между собой: предлагать лучшие условия поставки и снижать начальную цену контракта. У поставщиков часто возникают вопросы, которые они просто не могут задать в рамках 44-ФЗ. Например, в открытом конкурсе или аукционе можно подать заказчику всего три запроса на разъяснения. В других процедурах закон не обязывает заказчика отвечать на вопросы поставщиков. Для них эти встречи — шанс получить ответы на вопросы и озвучить проблемы, с которыми могут столкнуться, выполняя заказ. В результате такой обратной связи заказчик может еще до публикации извещения скорректировать условия закупки — 44-ФЗ дает такую возможность".
Она напоминает, что кроме этой инициативы для малого бизнеса в госзаказе действуют льготы — квота на закупки у малого и среднего бизнеса в 15% от совокупного годового объема закупок. Кроме того, обеспечение заявки не может превышать 2% от начальной цены контракта (для остальных категорий бизнеса — 5%). А также заказчик должен оплатить работы или товары не позже 30 дней с подписания акта-приемки.
“
Общение с госзаказчиком до начала закупки может положительно сказаться на деятельности малых предприятий. Зачастую компаниям приходится значительно вкладываться в расширение мощностей для выполнения крупного заказа. Данная процедура сможет уменьшить риски не окупившихся вложений. В свою очередь, госзаказчик, получая обратную связь от новых потенциальных исполнителей, сможет скорректировать заказ, в том числе получая представления о свежих решениях, существующих на рынке. Более длительное и предметное общение с потенциальным исполнителем поможет снизить риски, возникающие при работе с новым подрядчиком. То есть, такая мера выгодна обеим сторонам - а значит, имеет потенциал.
Нина Козлова
гендиректор "ФинЭкспертизы"