Российская пропаганда за какие-то пару лет стала играть в мире заметную роль - настолько заметную, что Европарламент принимает специальные резолюции, а в США политики всерьез обсуждают влияние России на результаты президентских выборов, причем делают это вовсе не маргиналы. Пропагандисты становятся пиратами наших дней, и бороться с ними старыми методами не получается.
Подозрения в возможном вмешательстве Москвы в выборы в разных европейских странах стали одной из респектабельных дискуссионных тем. Хиллари Клинтон призывает бороться с фейковыми новостями в соцсетях - в распространении которых обвиняет Кремль. Раньше об этом говорила и Ангела Меркель. В Европе создано уже несколько проектов по разоблачению российской пропаганды. Это стало важным фактором мировой политики, и сейчас уже не важно, существовал ли он на самом деле или его с успехом выдумали.
Еще несколько лет назад было невозможно такое представить. Россия тратила десятки миллионов долларов на продвижение своего имиджа на Западе через PR-агентство Ketchum - и не меньшие деньги в агентство приходили от структур "Газпрома", - но в конце 2014 года сотрудничество было свернуто. Как объяснял Forbes пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, старые методы в условиях информационных войн больше не работают, и сейчас Кремль ищет новых партнеров. Две попытки, по его словам, были неудачны.
Речь идет, по-видимому, об американском агентстве Burson-Marsteller (ранее консультировавшем украинскую Партию регионов, а когда-то и Николае Чаушеску) - известно, что в мае оно помогало российскому правительству справляться с допинговым скандалом. Burson-Marsteller организовывало выступления в западных СМИ российских атлетов и чиновников - а министр спорта Виталий Мутко написал в Sunday times колонку, в которой извинялся за уличенных спортсменов и просил не отстранять Россию от Олимпиады в Рио. По данным британских СМИ, шестимесячный контракт стоил 680 000 фунтов.
Вряд ли у Кремля возникнут проблемы с поиском новых партнеров - разве что с выбором. Международные PR-агентства берутся за обслуживание любых клиентов: британцы из Bell Pottinger равно обслуживали Александра Лукашенко и делали поддельный видеоконтент против Аль-Кайды по заказу Пентагона.
"Старая" пропаганда эпохи Ketchum закончилась, можно сказать, на Олимпиаде в Сочи, с потрясшей весь мир церемонией открытия и словами главы оргкомитета Дмитрия Чернышенко "That's a new face of Russia". Через несколько недель "новое лицо" обернулось операцией по присоединению Крыма, так что здесь Дмитрий Песков прав - понадобились другие методы, более масштабные.
Новые методы
В 2014 году запустили новое информационное агентство "Спутник", издающее новости на трех десятках языков, включая пушту и вьетнамский. Главным символом пропаганды стал телеканал Russia today, на который раньше не обращали столько внимания. И на RT, и на радио "Спутнике" ведут передачи и работают иностранцы.
В Кремле стали активно использовать и другие каналы пропаганды, в частности прямой пиар через политиков. В Крым, а также, более редко, на Донбасс стали возить делегации членов дружественных партий. Список этих партий в основном хорошо известен: в первую очередь это итальянская "Лига Севера" и французские "Республиканцы", из членов которых и состояли в основном делегации в Крым.
Финансируются визиты делегаций "Деловой Россией" под руководством президента организации Алексея Репика. После них зарубежные политики нередко не ограничиваются заявлениями. Так, "северяне" из итальянского Венето через несколько месяцев заявили о желании провести референдум о независимости в своем регионе, а "республиканцы" выступили с идеей импичмента президенту Франции Франсуа Олланду. Эти инициативы ничем не закончились, но вызывали резонанс и всякий раз служили авторам поводом напомнить читателям о своих политических позициях.
В разное время в Крыму и на Донбассе - с отдельными визитами и в качестве участников Ялтинского инвестиционного форума - бывали также представители "Национального фронта" (Франция), венгерской партии "Йоббик", болгарской "Атаки", польских "Перемены" и Конгресса новых правых, "Альтернативы для Германии", японского движения "Иссук-кай", итальянских движений-сателлитов "Лиги Севера". Часть этих партий появилась уже в период "информационной войны", как "Перемена"; а "Альтернатива...", формально созданная несколько раньше, в 2015-м пережила смену лидеров и начала набирать популярность. Самым крупным зарубежным политиком, побывавшим в Крыму, остается лидер партии "Вперед, Италия" и друг Путина Сильвио Берлускони.
Лояльные Путину партии в Европарламенте объединены во фракцию "Европа свобод и наций" из 39 человек. Ее ядром стали депутаты от "Национального фронта" и "Лиги Севера", а кроме того, в нее вошли представители Австрийской партии свободы, "Фламандского интереса" из Бельгии, Партии свободы из Голландии и Конгресса новых правых из Польши и отдельные представители Британии и Румынии. И "Лига Севера", чей лидер Маттео Сальвини предан Путину всей душой, и Австрийская партия свободы подписывали соглашение о сотрудничестве с "Единой Россией" - причем австрийцы прибыли для этого в Россию в декабре и прямо предложили стать посредником между Трампом и Путиным. Лидер партии Хайнц-Кристиан Штрахе перед этим встречался с новоиспеченным советником Дональда Трампа Майклом Флинном и в Москве призвал "США и Россию стоять плечом к плечу".
В Британии к "агентам Путина" традиционно причисляют Партию независимости (UKIP) во главе с приятелем Трампа Найджелом Фараджем. Однако к этому кругу относят лидера Лейбористской партии Джереми Корбина, и представителей тори - например, это руководители консерваторских think tank Bruges group Роберт Оулдс, побывавший в 2015 году в Донецке, и Bow group Бен Харрис-Квинни.
В Европарламенте также существует еще более крупная (52 депутата) пророссийская фракция Nordic Green Left, объединяющая левых - ее депутаты также в большинстве случаев голосуют против анти-российских резолюций, но в Крым как правило все-таки не ездят. Фракции имеют дополнительные возможности для выступлений и финансирования из бюджета ЕС.
Подобраться изнутри
Наличие голосов изнутри, а не снаружи, крайне важно для идеи пропаганды. При этом отделить платных "агентов", "полезных идиотов" и людей, искренне стоящих на своих позициях, практически невозможно. В Европе стало принято относить всех евроскептиков и правых к "коминтерну Путина", но это явное упрощение, которое можно объяснить тем, что в последние годы правые стали постепенно набирать силу. Кремль охотно налаживает с ними контакты, но поддержать - не значит "создать".
Сейчас Кремлю приходится легче, чем советским пропагандистам - зарубежному политику, лояльному Москве, больше не надо непременно быть коммунистом, а во времена "холодной войны" это был безошибочный маркер. Это один из факторов, позволяющих европейским правым не становиться белыми воронами после общения с Путиным: им не нужно требовать невозможного от своего избирателя и они могут сохранять привлекательные программы. А с некоторых пор их прикрывает еще и авторитет Дональда Трампа как президента США.
Вряд ли Кремль породил скепсис, охвативший западный мир - к этому Запад шел долго. Постепенно стирались различия между партиями, политика упрощалась, и в ней оставалось слишком мало места для реальной альтернативы. Альтернатива уходила в стремительно развивающиеся соцсети, где никто не отвечает за достоверность, зато эмоции бьют через край. Информации стало слишком много, и разобраться в ней рядовой потребитель физически не в силах.
Поглощающий новости потребитель не отличит настоящего эксперта от поддельного в мире сотен разнообразных "аналитических центров". Кто с ходу отличит про-российский European Center of Geopolitical Analysis, возглавляемый лидером партии "Перемена" Матеушем Пискорским, от, скажем, Center for European Policy Analysis, вполне респектабельной организации? Но ведь формальных причин для претензий тут нет. Russia today - лишь символ, он не сравнится по силе с армией СМИ и блогов, не декларирующих открыто своей позиции. Каждое из этих СМИ выглядит как независимое и практически в каждом может появиться статья с определенной точкой зрения.
Новая пропаганда не агрессивна и ничего не утверждает - она строится на коварных риторических вопросах, придирках и предложениях потребителям самим составить мнение; факты, на основе которых предлагается это делать, далеко не всегда лживы, но тщательно отобраны. Иногда они просто очень правдоподобны - там, где уже случился один реальный инцидент, поверят и сообщению о точно таком же. По большому счету, российская пропаганда просто стала учиться у западной, где тоже хватает фейков, и даже незначительных успехов в учебе хватило, чтобы вызвать панику.
Никто не предполагал, что механизмы свободного распространения информации окажутся настолько свободными. Отсутствие явной идеологичности сделало все новости похожими друг на друга, и тем самым позволило пропагандистам успешно прятать концы и быть беспринципными. Еще один открывшийся плюс - теперь стал неважен позитивный или негативный окрас информации, важно только присутствие в поле обсуждений (только поэтому европейские политики приникают к Путину - из-за этого о вчерашних маргиналах больше говорят). И конечно, никто, скорее всего, не намерен бороться с ней по-настоящему - это означало бы перекрыть кислород и для самих борцов, которые используют те же каналы.
Контрпропагандистские стратегии не действуют во многом именно из-за этого, а также из-за того, что их усилия тонут в море никем не контролируемой информации. Пропаганда может разогреть абсолютно любую параноидальную мысль, из любой области, будь то свиной грипп или миграционный кризис. Это напоминает тактику пиратской подводной лодки - всплыть в неизвестной точке, ударить и скрыться. Пропагандисты - информационные пираты наших дней; исчезнуть они могут, так же, как и настоящие, морские пираты, но так же приобретут романтизированный, мифический образ. Россия представляется Западу современной огромной Тортугой, но сам же Голливуд еще снимет про это своих "Пиратов Карибского моря".