Что нужно "Финтеху", чтобы быть как Apple

 

Банк России озаботился созданием в стране среды, благоприятной для развития финансовых технологий. В конце прошлого года, 28 декабря, при содействии регулятора было подписано соглашение о создании ассоциации "Финтех", которая будет организовывать взаимодействие между банками и ИТ–компаниями сначала в рамках ЕвраЗЭС, а в перспективе и в других странах. Учредителями ассоциации выступили представители Сбербанка, ВТБ, Альфа–Банка, Газпромбанка, банка "Открытие", QIWI и АО "Национальная система платежных карт". Ольга Скоробогатова, заместитель председателя Банка России, рассказала в конце прошлой недели на Гайдаровском форуме, что цель создания ассоциации — "протестировать и создать новые платформы в ближайшие 2–3 года, которые позволили бы рынку предоставлять услуги на качественно новом уровне".
Глядя на состав учредителей консорциума и оценивая их финансовые и интеллектуальные возможности, можно не сомневаться, что они вполне способны создать и внедрить действительно прорывные решения, с помощью которых все население страны сможет экономить время и нервы при совершении финансовых операций. А банки и ИТ–компании, соответственно, смогут на этом зарабатывать. Вот только вряд ли им удастся придумать нечто, на чем можно будет заработать действительно большие в мировом масштабе деньги.
Примерно 10 лет назад, в январе 2007 года, ныне покойный Стив Джобс, глава Apple, впервые рассказал широкой публике о создании iPhone. Как оказалось, это был прорыв. Через полгода компания продала первый iPhone, а уже через несколько лет продажи смартфонов достигли сотен миллионов единиц в год. Конкуренты бросились вдогонку за Apple, предлагая смартфоны со схожими возможностями, но и по сей день iPhone лидирует по популярности в мире, а Apple зарабатывает на нем десятки миллиардов долларов прибыли ежегодно.
Смартфоны совершили революцию не только в телекоммуникационной отрасли. Изменились до неузнаваемости многие сектора мирового бизнеса, в том числе и финансовый. Понятно, что одним из условий успеха Apple была благоприятная среда для инноваций и бизнеса в США. Но главным преимуществом компании было наличие такого лидера, как Джобс, и такой команды, которую он сумел собрать вокруг себя. Они не изобрели ничего радикально нового, практически все технические решения, использованные в iPhone, были известны до его появления. Но вот объединить их в эффективный и эффектный продукт никто прежде не мог.
Таково условие любого прорыва: чтобы резко ускориться, система должна быть компактной. Потом уже она может потащить за собой в образовавшуюся брешь все новые и новые ресурсы, в том числе и человеческие. Нельзя исключать, что и в России благодаря усилиям "Финтеха" появятся лидеры и команды энтузиастов, сравнимые по энергии и креативному заряду с Джобсом и Apple. Но для того, чтобы достичь такого же успеха, им понадобится еще одно важное условие: выход на мировые рынки. А вот этого им не сможет обеспечить ни ассоциация "Финтех", ни даже Банк России. Перед Apple, как и любой другой американской компанией, открыт весь мир. Российские же компании в основном ограничены внутренним рынком, максимум — рынками соседей по ЕвраЗЭС. Их величина во много раз меньше даже рынка США, не говоря уже о мировом.