Ретейлер инвестирует в расширение 9 млрд рублей, чтобы к концу 2018 года достичь оборота 100 млрд рублей.
Торговый дом "Интерторг", развивающий собственные сети "Народная 7Я" и "Идея", а также по франшизе голландский бренд SPAR, в этом году планирует открыть 64 новых магазина разных форматов. Новые объекты будут открываться на Северо-Западе и в Центральном регионе. Общий объем инвестиций на 2017 год составит 8-9 млрд рублей собственных и заемных средств (кредиты Сбербанка) с учетом строительства трех гипермаркетов.
Как рассказала "ДП" финансовый директор "Интерторга" Марианна Левинтова, компания откроет 30 универсамов "Народная 7Я" и 30 супермаркетов SPAR. Также в планах открытие четырех гипермаркетов SPAR (трех в Петербурге и одного в Пушкине). Три из этих объектов будут построены с нуля.
Амбициозный план
Кроме того, ретейлер рассматривает возможность переформатирования двух-трех супермаркетов "Идея" в магазины SPAR. "Цели у нас по-прежнему амбициозные — достичь оборота 100 млрд рублей к концу 2018 года", — отмечает Марианна Левинтова. Что касается глобально долгосрочных планов, то "Интерторг" намерен увеличить объем продаж до 200 млрд рублей, сеть — до 1 тыс. магазинов, а долю на рынке Петербурга — до 17-18%. В 2016 году выручка "Интерторга" составила 80 млрд рублей, число магазинов достигло 468 объектов. Консолидированная доля компании на петербургском продовольственном рынке — около 11%.
По словам гендиректора ИА "Инфолайн-Аналитика" Михаила Бурмистрова, планы по строительству трех гипермаркетов в Петербурге выглядят чересчур оптимистичными из-за высокой конкуренции — многие из сетей работают на грани рентабельности. "Самый эффективный формат у "Интерторга" — это супермаркеты SPAR, у них выручка на 20-30% выше, чем в магазинах "Народная 7Я", — говорит эксперт.
Грустные прогнозы
"Пятерочка" по-прежнему сохраняет лидирующие позиции: по итогам 2016 года было открыто почти 150 магазинов на Северо-Западе и в текущем году темпы прироста будут не меньше.
"У "Дикси" сократился объем продаж из-за ее программы по сокращению ассортимента в пользу самых ходовых товаров", — отмечает Михаил Бурмистров, подчеркивая, что ретейлер почти не открывал новых объектов на Северо-Западе. По словам эксперта, "Полушка" в 2016 году в основном закрывала магазины, многие ее места занял "Магнит".
Последние 2 года розничная торговля в России переживает сложные времена из-за санкций, падения рубля и слабой покупательной способности. Россияне третий год подряд сокращают свои расходы. По данным "Ромир", ежемесячные траты россиян на товары повседневного спроса с сентября 2016 года стали расти, однако средний чек так и не вернулся к показателям трехлетней давности. В ноябре 2016 года он составил 548 рублей против 560 рублей в ноябре 2013 года. При этом прирост цен на продовольственные товары с 2014-го по ноябрь 2016 года составил 33,4%.
По прогнозу Deloitte, оборот розницы в России лишь в 2020 году вернется к показателям 2010 года.