Дональд Трамп заявил о возможности "ядерной сделки" с Россией как части процесса отмены санкций. Эти игровые намеки говорят о поиске новых условий для взаимоотношений, но на односторонние уступки надеяться не стоит.
Избранный президент США Дональд Трамп вытащил на повестку дня ядерное разоружение — в интервью Times и Bild он сообщил, что по его, Трампа, мнению, частью процесса отмены санкций может стать "ядерная сделка" с Россией. "Давайте посмотрим, можем ли мы заключить какие-нибудь хорошие сделки с Россией, — сказал он. — Например, ядерное оружие, я считаю, должно быть значительно сокращено".
Словосочетание "ядерная сделка" ассоциируется прежде всего с Ираном. В двух словах: Запад согласился в значительной степени отменить санкционные ограничения в отношении Ирана в обмен на обещание не делать ядерного оружия и согласие на внешний контроль ядерных исследований. Для американского президента, вероятно, такой вариант кажется путем наименьшего сопротивления, простым и понятным подходом: вы соглашаетесь на сокращение вооружений, а мы делаем то же самое и начинаем торговать, все просто. К тому же любые пацифистские инициативы, по идее, должны хорошо восприниматься в обществе.
Во всяком случае это демонстрация готовности вообще обсуждать санкции. Первые комментарии с российской стороны, впрочем, довольно невнятные. Оно и понятно — ядерные сделки могут обсуждаться только на самом высшем уровне. При этом иранскую ядерную сделку, заключенную под занавес президентского периода Барака Обамы, Дональд Трамп критикует и обещает пересмотреть. Более того, пару недель назад он призывал, наоборот, усилить ядерный потенциал США. И ровно то же самое заявил параллельно Владимир Путин — в отношении, разумеется, российского потенциала. Стороны заняли позиции и теперь могут играть на повышение или понижение.
"Россия сейчас страдает из-за санкций, но я думаю, что может случиться что-то выгодное для большинства людей", — говорит Дональд Трамп. Он, может, сам по себе и хотел бы двигаться к отмене санкций, смысла которых не понимает, но не очень видит, как это сделать. Не стоит забывать, что непосредственно об отмене санкций он пока не говорит — речь идет о параллельно идущих процессах взаимодействия. Для США санкции в отношении России — дело скорее символическое, их принятие или отмена не более чем жест; в торговых оборотах обеих стран взаимная торговля и в лучшие годы занимала считаные единицы процентов, а запреты на въезд в Россию вряд ли кого-то в Америке пугают.
Читайте также:
Трамп Дональд
CNN поймал Дональда Трампа на словах
Однако введены санкции были в ответ на присоединение Крыма, все остальное — только надстройки, а Крым остается в составе РФ, и с этим обстоятельством пока никто не придумал, что делать. Отмену санкций Трампу предстоит объяснить в первую очередь собственным избирателям, но это сделать непросто. В том же интервью новый президент сильно раскритиковал Россию за операцию в Сирии, назвав ее "ужасной".
Все эти намеки, делающиеся в игровой форме, — поиск точки опоры, ответа на вопрос, есть ли вообще в мире что-то, что способно заставить конгрессменов и электорат сказать: "Да, в обмен на это мы готовы забыть и Крым, и Алеппо, и этих чертовых русских хакеров", а заодно привлечь интерес Кремля. Если США в отмене санкций не сильно нуждаются, то в этом может нуждаться сам Трамп, если ему нужно чужими руками завоевать какую-то выгоду для себя. Российские ядерные ракеты — возможно, единственное, что может по-настоящему пугать американцев, а значит, единственный вариант для размена, Трамп может иметь в виду это.
Когда Трамп ставит под сомнение санкции, ядерную сделку с Ираном, политику "одного Китая", принципы НАТО, политику ЕС, это означает только то, что он намерен перезаключить все ключевые внешние договоренности США на условиях своих, а не Обамы, а для этого их надо расштатать и вернуть на стадию обсуждения. Это не благотворительность. Без встречного движения Вашингтон обсуждать санкции не станет, дает понять Трамп, значит, он ждет предложений от Путина — судя по тому, что вице-премьер Игорь Шувалов на днях рекомендовал приготовиться к отмене санкций к концу года, какие-то предложения могут быть и у российских властей. Если задача Трампа — выдать собственный интерес за государственный, то для Москвы сложность состоит в том, чтобы выдать уступки за победу.
Встреча Трампа с Путиным должна пройти вскоре после инаугурации американского президента. Советник Трампа Майкл Флинн в последние недели часто общается с послом России в США Сергеем Кисляком, пишут американские СМИ.