Суд отказал в иске сети "Дети" к своему акционеру Николаю Кичиджи о взыскании с него $15 млн и во встречном иске бизнесмена к компании о взыскании $45 млн. В корпоративном споре судья решил защитить интересы кредиторов: ретейлер банкротится.
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти принял соломоново решение в корпоративном споре между совладельцами группы "Дети" Алексеем Угаркиным, Романом Яворским и Николаем Кичиджи: 12 января он отказал обеим сторонам. Первоначальный иск подало ЗАО "Спецобслуживание" к Николаю Кичиджи о взыскании 785 млн рублей. Ответчик подал встречный иск о взыскании с компании 3,4 млрд рублей, в рамках которого были арестованы ее активы.
Все три бизнесмена владеют почти равными пакетами акций каждой из структур группы "Дети": ЗАО "Дети" (одноименная сеть), ЗАО "Спецобслуживание" (сеть "Здоровый малыш") и др. До 2014 года группа была вторым игроком рынка детского ретейла: имея 200 магазинов, она вышла на оборот в 24 млрд рублей. Однако тогда же в ней начался корпоративный конфликт — между Яворским и Угаркиным с одной стороны и Кичиджи с другой. Этот конфликт парализовал деятельность компании, неплатежи росли как снежный ком. В 2015 году стороны договорились о мирном расставании: Кичиджи обязался продать все свои акции за $60 млн и выйти из бизнеса. Один из банков-кредиторов даже согласился профинансировать эту сделку, и бизнесмен получил по ней аванс в 25% ($15 млн).
Однако затем сделка застопорилась. Как объясняет сам Николай Кичиджи, после получения первого транша с него должны были быть сняты обязательства по договорам поручительств перед банками за компании группы, а он, в свою очередь, должен был передать сами акции на баланс обществ. Однако банки не стали аннулировать поручительства, в связи с чем Кичиджи отказался отдавать акции. В свою очередь, Угаркин и Яворский остановили платежи по сделке и объявили о ее расторжении в связи с неисполнением обязательств противной стороной.
После этого конфликт вспыхнул с новой силой. На сей раз банки (Альфа-банк, Сбербанк и "Санкт-Петербург"), до тех пор стоявшие в стороне от судебных баталий и даже пытавшиеся помочь сторонам помириться, начали активно судиться с должниками и в итоге инициировали их банкротства. Сети стали стремительно сокращаться, банкиры с приставами стали описывать имущество. Сейчас и "Дети", и "Спецобслуживание" находятся в стадии наблюдения (процедуры введены в сентябре 2016 года).
В январе 2016 года "Спецобслуживание", контролируемое Яворским и Угаркиным, подало иск к Кичиджи о взыскании 785 млн рублей — аванса с процентами по расторгнутой ими (как они считали) сделке. В ответ в апреле 2016 года Кичиджи подал встречный иск о взыскании оставшейся суммы с процентами по сделке — 3,4 млрд рублей. Кичиджи считал, что сделка в силе, и требовал выкупить у него акции по прописанной в договоре цене, несмотря на, мягко говоря, плачевное состояние бизнеса и нулевую, если не отрицательную рыночную их стоимость. Однако на прошлой неделе суд отказал в обоих исках.
Мотивировочная часть решения суда пока не опубликована, поэтому непонятно, чем обоснованы отказы. Как сообщил Владимир Мечтаев, управляющий партнер юрфирмы "Адвокат ФРЕММ", представляющей интересы Яворского и Угаркина по этому делу, скорее всего, отказ по встречному иску Николая Кичиджи связан с тем, что закон вообще прямо запрещает выкуп юрлицами своих акций у акционеров в условиях процедуры банкротства. В свою очередь, по его мнению, отказ его клиентам обоснован тем, что они избрали неверный способ защиты интересов: суд, вероятно, признал, что сделка по-прежнему действует, так как не расторгнута в судебном порядке. "Наши доверители могут подать новый иск — о расторжении сделки и взыскании аванса — с хорошей перспективой на победу", — рассуждает юрист.
Николай Кичиджи отказался комментировать решение суда.