12:3018 января 201712:30
1517просмотров
12:3018 января 2017
Средний возраст успешного IT–предпринимателя — 29 лет, а среднее количество проваленных (низкодоходных) бизнесов перед успешным вариантом — примерно три. В каждой стране свое отношение к успехам и провалам. В Америке, например, основатели стартапов понимают, что нет ничего лучше, чем быстро ошибиться и понять: ты что–то делаешь не так. Быстро ошибиться, быстро сделать выводы, встать обратно на ноги после такого удара и стремительно выращивать новые бизнесы или исправлять текущий — вот стратегия американских предпринимателей.
Этот негласный принцип получил название Fail Fast ("быстрый провал"). Это принцип, который помогает получить максимальное количество опыта и выводов в короткие строки. Ближайшие родственники этого принципа — Fail Early, Fail Often, Fail Cheap ("ранний провал, частый провал, дешевый провал").
Концепция проста: как можно раньше отпускать работу, которая не приносит результата. Нет смысла тратить время на увеличение конверсии на 0,01% в одном канале, если за это время можно в несколько раз вырастить другой.
Российский менталитет предполагает другое отношение к ошибкам. Я работаю с предпринимателями уже 2 года и заметила, что чем старше основатель, там сложнее ему осознать и принять то, что бизнесы редко получаются с первого раза. Действительно, в нашей стране негативный опыт воспринимается строго как ошибка, а не как путь к успеху и большому бизнесу.
Четко прослеживается тенденция: активные предприниматели приходят к инвесторам в среднем с двумя–тремя различными идеями: каждый проект становится лучше предыдущего. Эффектнее всего принцип Fail Fast работает, когда уже взрослые компании разворачивают бизнес–модели или меняют клиентский сегмент. Так, например, произошло с петербургским проектом "Юрбюро".
В акселератор ФРИИ команда пришла с идеей недорогого сервиса со средним чеком 1 тыс. рублей. Чтобы стартап успешно функционировал, пришлось бы привлекать большое количество клиентов каждый месяц. У компании была простая услуга для массовой аудитории — оформление документов для предпринимателей, команда решила изменить ее на более сложное решение — полное сопровождение клиента (консьерж–сервис), и средний чек оказался в несколько раз выше. Таким образом, своевременное перепозиционирование продукта привело к росту бизнеса в 20 раз в короткие сроки.
Томас Эдисон говорил: "Я не терпел поражений, я просто нашел 10 тыс. способов, которые не работают". Провалили стартап? Это норма. Если продолжить двигаться дальше, опыт, полученный при запуске предыдущих компаний, поможет вам на пути к большому бизнесу.
Автор - руководитель представительства ФРИИ в Петербурге