Дональд Трамп официально вступает в должность президента США. Что бы там ни говорил телевизор, но на американских выборах голосуют за человека, призванного решать американские проблемы. Экономист Дмитрий Прокофьев решил ответить на вопрос, почему же тогда в Москве так рады Дональду Трампу.
Cегодня, 20 января, Дональд Трамп, возмутитель спокойствия, въедет в Белый дом… Если бы он сделал это на белом коне, было бы совсем весело, но такое кино нам вряд ли покажут.
Интересно, знает ли вообще Трамп о восторге, которым охвачено российское телевидение по случаю его избрания? Возможно, 45–му президенту США об этом и рассказывали, но вот его избиратели о российской "секте свидетелей Трампа" явно не слышали. Да хоть бы они об этом и знали — на их предпочтениях это не отразится.
Как учил Никколо Макиавелли, при анализе социальных явлений важны не эти явления сами по себе, а то, как общество на эти явления реагирует. Различные нации не могут понимать друг друга, утверждал Гюстав Лебон, поскольку одни и те же слова вызывают у представителей разных народов совершенно разные ассоциации. Чудесная тому иллюстрация — советский анекдот поздних 1970–х. Русский и американец обсуждают политику. Нет в Советском Союзе свободы слова, говорит американец, вот я могу выйти к Белому дому и кричать: "Долой Картера! Долой Картера!" — и мне ничего не будет. Ну и что, отвечает русский, я тоже встану на Красной площади и буду кричать: "Долой Картера! Долой Картера!"
Американцы выбрали Трампа — как пожелали, так и сделали. Кстати, выбрали вовсе не большинством, а в результате сложной избирательной процедуры, придуманной когда–то, чтобы подстраховать общество от опрометчивых решений. Но для Америки выборы президента — это совсем не то, что думают об этом в России.
Нельзя забывать, что мы живем в России, стране царей, поучал товарищ Сталин своих соратников по Политбюро. Однако американский президент — это вовсе не "выборный царь"! А также не академик, не герой, не мореплаватель и не плотник.
Нас вводит в заблуждение слово "президент", но фактически хозяин Белого дома — руководитель правительства, премьер–министр, "первый среди равных", могущественный, но далеко не всесильный. Президент Америки может послать через океан бомбардировщики, может реформировать систему медицинских страховок, но вот сделать миллиардерами своих друзей будет для него уже затруднительно. Во–первых — незачем, во–вторых — овчинка выделки не стоит. Мощь и оптимизм Америки как раз и держатся на идее, что миллиардером можно стать без указания главного начальника и начальников поменьше. На вершинах американской политики бедных нет, но нет и гипербогатых. Да, Трамп богач и сын богача, но его предшественник Обама — вполне себе self–made man. Богатство кандидата в президенты не является грехом в глазах американского избирателя, однако и не в деньгах измеряется успех избирательной кампании президента США.
И что бы там ни говорил телевизор, на американских выборах голосуют за человека, призванного решать американские проблемы. А не мировые. То, что в Вашингтоне вынуждены думать о странах за тридевять земель, — это производная от того обстоятельства, что только экономика США — это четверть мировой экономики. А также от того, что возможности американского президента по вмешательству в повседневную жизнь Штатов весьма ограничены.
Обама оставляет Трампу неплохое наследство. По темпам роста США обходят все развитые страны, причем этот устойчивый рост экономики продолжается уже 8 лет. А Трамп обещает сделать Америку еще "более великой", сосредоточившись на решении внутренних вопросов. Как это будет выглядеть на практике, не совсем понятно. Экономическая программа Трампа — очень специфический коктейль из самых разных предложений, от здравых до сомнительных. Но в чем нет никаких сомнений, так это в том, что главным драйвером американской экономики будет энергия предпринимателей в сочетании с самыми современными технологиями.
Фондовые индексы и курс доллара показывают, что американский бизнес смотрит сейчас на Трампа с оптимизмом.
Никогда еще в России не было такого ликования по поводу появления нового президента в Америке.
Но почему с таким восторгом смотрят на Трампа в Москве? Да потому, что Трамп являет собой живое воплощение наших истинных представлений о прекрасном и правильном. И в этих представлениях нет места унылым людям в черном или в камуфляже, рассуждающим о геополитике и вечном пути в прошлое. Большой Белый дом, красавица–жена, много легальных миллиардов, свобода говорить что хочется… И вообще — в 70 лет жизнь только начинается! Вот о чем было бы интересно поговорить с Трампом!
Если только такого разговора захочет Трамп, что вряд ли.