Рынок интернет–торговли разогревается все сильнее. Российские ретейлеры противостоят Китаю и Западу. На этом фоне Сбербанк может создать предприятие с китайской Alibaba.
Сбербанк и китайская Alibaba Group, владеющая гигантскими торговыми интернет–площадками Alibaba, AliExpress, Taobao, планируют создать совместное предприятие (СП) в сфере интернет–торговли в первой половине 2017 года.
По данным СМИ, сделка о создании компании стоимостью несколько миллиардов долларов обсуждалась в декабре–январе правительственными и кремлевскими чиновниками на площадке Минфина. Чиновники настаивают на том, что СП может быть создано только как российское юрлицо, при этом доля Сбербанка в нем должна составлять не менее 50%, он же будет предоставлять финансовые услуги — самому СП работать в этой сфере будет запрещено. Предполагается, что Alibaba Group внесет в СП свой бизнес в России и СНГ, а также, возможно, в Турции и некоторых странах Восточной Европы. Сбербанк обеспечит инвестиции, а также технологии в сфере маркетинга и логистики.
Встретить пирогом и налогом
Еще весной прошлого года о создании "русской Alibaba" заявляли в "Юлмарте". А идею именно совместной российско–китайской торговой площадки впервые озвучил в июне 2016–го основатель Alibaba Джек Ма. Он предложил вице–премьеру Игорю Шувалову создать "прозрачную схему" с одним из сильных игроков на российском рынке. В ноябре Сбербанк презентовал проект национальной экосистемы в области электронной торговли по примеру Amazon, Facebook, а также китайских Tencent и Alibaba. В презентации отмечалось, что объем экономики проекта к 2025 году может составить 65 трлн рублей.
И в то же время, несмотря на это движение навстречу, правительство и крупнейшие российские ретейлеры уже не первый год обсуждают меры регулирования трансграничной торговли. В октябре 2016–го вице–премьер Аркадий Дворкович заявил, что кабинет министров до конца года придумает механизм, который заставит иностранных торговцев платить НДС по месту получения выручки и прибыли. В январе 2017–го замглавы Минэкономразвития Олег Фомичев заверил, что платить налоги в РФ зарубежные площадки начнут в ближайшее время. Позже глава AliExpress в РФ и СНГ Марк Завадский отметил, что налоговая регистрация для иностранцев появится только в 2021 году из–за проблем с IT–инфраструктурой.
Кто больше выиграет
Политика "умных" компаний, а Alibaba Group, безусловно, относится к таковым, — это не отказываться от инвестиций и наращивать экспансию, потому сотрудничество китайского гиганта со Сбербанком выглядит правдоподобным, отмечает глава Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов. По его словам, на возможное соглашение указывают последние решения кабмина о зарубежной торговле и гриф секретности, под которым, как говорят, обсуждается сделка.
Появление игрока такого масштаба вкупе с выходом в Россию "китайского Uber для логистов", компании Cainiao ("Цайняо"), которая начала строить склады в РФ, составит конкуренцию не только онлайн–магазинам в РФ и СНГ, но и традиционным каналам продаж, особенно в провинции, но российским игрокам в любом случае стоит уповать на оптимизацию своих моделей. "Если наши онлайнеры сосредоточатся на решении собственных проблем, то им никакие новые игроки не страшны", — уверен Александр Иванов.
Глава Ассоциации компаний интернет–торговли (АКИТ) Алексей Федоров отмечает, что речь о появлении маркетплейса для импорта товаров в РФ не идет, поскольку "если бы Сбербанк покупал долю Alibaba, это именно так бы и называлось". Сбербанк, по мнению Федорова, при помощи Alibaba планирует обеспечить банковское сопровождение российского экспорта.
"По правилам Visa и Mastercard, банк, который принимает деньги, должен находиться на территории той страны, где происходит сделка. Именно поэтому Китаю нужен партнер в России", — считает Федоров, напоминая о дочерней структуре госбанка — "Яндекс.Деньги", которая интегрирована с китайской UnionPay.
"Возможно, на территории РФ собираются создать группу логистических складов, тогда все товары будут растаможены, с них будут заплачены налоги и пошлины, — добавляет глава АКИТ. — Таким образом, Сбербанк создаст равные условия конкуренции российских и зарубежных ретейлеров".
Вместе с тем, директор по метапродукту "Ретейл" компании Юлмарт Олег Пчельников, предполагает, что совместное предприятие необходимо для лоббирования интересов китайской компании в преддверии государственных инициатив по поддержке отечественного ретейла, а также опасения существенного ухудшения условий ведения бизнеса для китайцев на российском рынке. "Само по себе создание совместного предприятия не несет рисков для российских игроков, если Правительство будет последовательно продвигать линию по созданию равных конкурентных условий работы отечественных и зарубежных площадок", - отмечает представитель "Юлмарта"