В Кремле размышляют, как привлечь людей на выборы президента — 2018: нужно вывернуться наизнанку, но дать Путину народной любви. На пользу пойдет или очередная разводка с "новым кандидатом", или какое-нибудь обострение, чтобы избиратель задумался о выживании.
Главная задача властей на предстоящих в 2018 году президентских выборах — обеспечить явку избирателей. Хотя пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков поспешил заявить, что выборы пока не стоят на повестке дня, из интервью руководителя ВЦИОМ Валерия Федорова РБК следует, что очень даже уже стоят. Валерий Федоров на днях был назначен советником главы администрации президента Сергея Кириенко в составе целой группы советников, так что, очевидно, знает, о чем говорит.
На самом деле Валерий Федоров назвал три риска: кроме низкой явки, это еще и "качество базы поддержки" (то есть нужно, чтобы за Путина проголосовали не только пенсионеры, а в первую очередь трудоспособные и активные россияне), а также слабое голосование в крупных городах. Но, так или иначе, все сводится именно к проблеме завлечения людей на избирательные участки.
Аргументацию руководитель ВЦИОМ излагает простую: у нас в России, говорит он, легитимность системы определяет не конституция никакая и не законы, а легитимность первого лица. Если показатели — а с ними и легитимность — будут низкими, то иностранные партнеры "обращаться с тобой будут как со слабаком". А во-вторых, если эта самая легитимность будет низкой, то и через 6 лет мнение Путина относительно следующего президента решающим может уже не оказаться.
Поэтому нужно, продолжает Валерий Федоров, сделать так, чтобы люди на выборы пришли и Путин тем самым мог бы продемонстрировать, что пользуется поддержкой абсолютного большинства россиян. При этом привычные административные методы использовать желания нет, так как любые случаи фальши будут растиражированы на весь мир.
В общем, перед администрацией президента стоит непростая задача. Никакой интриги на выборах не планируется, об этом Валерий Федоров говорит прямо и открыто. Если на выборы пойдет Путин, то он на них и победит и никакой кандидат конкуренции ему не составит. Россияне должны будут прийти и проголосовать не потому, что они что-то там будут "выбирать" — такой роскоши им, естественно, никто не доверит, — а потому, что Владимиру Путину нужно продемонстрировать Дональду Трампу и Ангеле Меркель нечто вроде богатой одежды. Сам-то Трамп, например, победил с микроскопическим перевесом, но его такие мелочи не смущают, и как со слабаком с ним точно никто разговаривать не будет. Потому что дело-то совсем не в этом, но в Кремле это если и понимают, то виду не подают.
Обычно главы государств стараются сначала получить явную поддержку, а потом на ее основании что-то делать. В России сначала делают, а потом думают, как получить поддержку. Ведь, действительно, только результат выборов является истинным мерилом популярности политика, а все эти "86% одобряющих" — не более чем гипноз.
Как объяснить людям, зачем им приходить на выборы с заранее определенным результатом и для какой победы нужен голос, если побеждать не то что некого, а и не планируется никого, то есть как надуть пузырь — это и есть проблема для Кремля. Реформы предлагать, понятное дело, страшно — это уже проехали. Можно придумать нового кандидата, вот Михаил Прохоров в прошлый раз "дал некоторой группе избирателей надежду, что их голос может быть услышан" и помог повысить явку. Но в Кремле, по-видимому, подозревают, что второй раз на такой трюк люди уже не купятся.
Прохоров отлично сыграл роль, но в 2018 году уже не подойдет, сожалеет Валерий Федоров. Он говорит, что проблема может быть решена за счет очередного обострения: "Если не вспыхнет какая-нибудь очередная горячая точка, то готовность прийти и поддержать президента будет ниже, чем если напряженность в мире скакнет на новый уровень. Если же скакнет, то... многие придут на участки поддержать Путина, поскольку считают его гарантом выживания России как государства".
Удивительная откровенность. Кремлю опасаться, конечно, давно уже нечего, но все-таки не каждый раз увидишь такое будничное рассуждение о том, что, если ничего другого не останется, тогда остается надеяться на какое-нибудь обострение. Хорошее такое, пронимающее до самых "Искандеров". Может быть, даже придется присоединить опять что-нибудь, чтобы все возбудились, а мы бы в ответ на это сплотились, потому что висит угроза и ничего страшней угрозы нет. Поддержка нужна для того, чтобы предпринимать решительные действия, а решительные действия нужны для того, чтобы получить поддержку. Замкнутый круг получается; и все из-за того, что все постят фоточки многотысячных толп с инаугурации Трампа, а у нас на инаугурациях пустынная зачищенная Москва, а очень хочется, чтобы тоже многотысячные толпы, да искренние, а не автобусы с бюджетниками.
Такой вариант все равно, конечно, народной любви означать не будет — получится, что избирателей загонят на участки страхом перед живописанной угрозой. Да и с Трампом придется, видимо, все же поссориться. Но что поделать, спорных полуостровов-то на каждый год не напасешься.