Надолго затянули пояса

 

Заверения экспертов о том, что кризис не может длиться вечно, теперь звучат не так уверенно. Прошло уже 2 года, а покупатели не становятся богаче, в магазинах по–прежнему ищут ценники со скидкой, да и в целом выходить за покупками стараются пореже, чтобы не купить лишнего. Что говорить о продуктах питания, если экономят россияне даже на своем здоровье. Восстановление, конечно, будет, но не такое быстрое, как хотелось бы, корректируют прогнозы аналитики.
Торговым сетям, которые затянули пояса в надежде перетерпеть кризис, пришлось задуматься о серьезных сокращениях. Как никогда решительно они закрывают неэффективные магазины и избавляются от того, что еще можно продать. Особенно хорошо это видно на примере иностранных сетей, которые пострадали особенно сильно, ведь кроме обедневших покупателей в числе их проблем оказался запрет импортных продуктов, на которые они делали ставку. В результате некоторые компании, например финские Kesko и Stockmann, отказались от продовольственной торговли в России. Нельзя исключать развития этой тенденции в 2017 году.
Но всегда есть вторая сторона медали. Несмотря на кризис, среди продовольственных сетей остаются те, кто использует непростое время для развития. Так, в прошлом году прошла знаковая сделка по покупке "Лентой" конкурирующей сети "К–руока" в Петербурге. В наступившем году можно ожидать дальнейших покупок со стороны "Ленты", потому что компания сохраняет амбициозные планы по наращиванию числа магазинов и остается редким примером ретейлера, у которого есть деньги на реализацию этих планов. Неплохие темпы роста показала компания "Дикси" — ее выручка выросла на 14,3%, до 311,2 млрд рублей, роста выручки на 27–28%, до 1 трлн рублей, по итогам 2016 года ждут в Х5, хотя официально компания пока не отчиталась.
Остальные участники рынка тоже надеются увидеть свет в конце тоннеля, хоть и не в этом году. Так, уже прозвучали заявления о возможной отмене контрсанкций и продовольственного эмбарго в случае потепления отношений с Западом. Рубль благодаря нефти в конце прошлого года начал укрепляться, и торговые операторы несмело заговорили о снижении цен. Что ни говори, все–таки хочется верить в лучшее. Дело осталось за покупательной способностью.